Состав и структура финансовой системы Украины с разных точек зрения.

Состав и структуру финансовой системы Украины многие ученые-экономисты видят по-разному. Это происходит в основном из-за того, что нет действующего законодательства о финансовой системе Украины, а ряд точек зрения носит проблематичный дискуссионный характер.

Доктор экономических наук профессор Василин О.Д. выделяет состав финансовой системы так, что основным его звеном и основой являются государственные финансы. Он говорит о том, что государство для выполнения своих функций должно иметь в своем распоряжении определенную величину финансовых ресурсов, которые производятся в его народнохозяйственном комплексе. С этой целью оно осуществляет свою финансовую деятельность, законодательно определяя формы мобилизации доходов и расходов для достижения экономического и социального прогресса в стране. Государственные финансы – главное звено финансовой системы государства. Оно учитывает около 80% всех финансовых отношений и содержит различные финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность. Государственные финансы включают: государственный бюджет, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения, финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности, государственный кредит, государственное личное и имущественное страхование.

Все сферы государственных финансов имеют собственную сферу функционирования, однако они тесно связаны между собой. Основу государственных финансов составляют финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности. Тут производится больше чем 90% валового национального продукта, который является главным объектом финансовых отношений. В условиях становления рыночных отношений часть государственного сектора уменьшается, однако еще долгое время этому сектору будет принадлежать решительная роль в процессах распределения и перераспределения, осуществляемого с помощью финансов. Это была точка зрения профессора Василина О.Д.

А вот совершенно иначе представляет структуру финансовой системы Опарин В.В. Он производит выделение составных элементов по признаку движения каналов денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. В основу выделения сфер он рекомендует положить уровень экономической системы . Выделяется 4 сферы: уровень микроэкономики – финансы субъектов хозяйствования, уровень макроэкономики – государственные финансы, уровень мирового хозяйства – международный финансы, обобщенный уровень – финансовый рынок.

Звено показывает обособленную часть финансовых отношений. Его выделение проводится по признаку обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансовых субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, так как они имеют общие принципы организации и методы ведения хозяйственной деятельности

 

Существуют особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако, считает Опарин В.В., они не настолько существенны, чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.

Сфера международные финансы отображает обменную и пере распределительную функцию на мировом рынке и включает 3 направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций; международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов. Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

Такой является структура финансовой системы по мнению Опарина В.В. Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними.

Следующая трактовка структуры финансовой системы Украины доктора экономических наук Шокуна В.В. Он предлагает в условиях реалий существования Украины как независимого, демократического, социального и правового государства перестроить собственную финансовую систему

Предложенная концепция финансовой системы Украины рассматривается как основа для разработки финансовой доктрины страны, которая должна определить влияния государства на управление движением ВВП в процессе распределения его стоимости.

Финансовая система Украины определена как взаимосвязанное соединение в экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости ВВП и субъективного процесса влияния на него политики страны. Концепция перестройки финансовой системы Украины основывается на:

· осмыслении экономической сущности процессов формирования и направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

· включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с проведением законодательно обеспеченной финансовой политики государства;

· использовании системного подхода, который дает возможность рассматривать составные финансовой системы в единой взаимосвязи.

Научно-практическое назначение положений этой концепции состоит в возможности:

· определения подходов, которые касаются создания финансовой доктрины государства;

· определения подходов к разработке экономико-математических моделей формирования и движения финансовых ресурсов страны, функциональным назначением которых должно стать прогнозирование, планирование и анализ распределения стоимости ВВП;

· введения единой системы понятий и однозначного толкования их, как на уровне профессионалов-практиков, так и в образовательном процессе;

· оценке состояния законодательно-нормативного обеспечения и разработке единого пакета взаимосогласованных правовых актов, касаемых вопросов функционирования финансовой системы с дальнейшим ее мониторингом.

 

Кандидат экономических наук Безгубенко Л.И. представляет структуру финансовой системы, выделяя три сферы:

· государственные финансы;

· частные финансы;

· финансы предприятий

Государственные финансы он подразделяет на общегосударственные финансы и финансы государственных предприятий. А частные финансы на финансы частных предприятий и финансы домохозяйств.

Безгубенко Л.И. характеризует звенья финансовой системы и говорит о том, что для государственных финансов, в частности, характерны:

1. Принцип функционального назначения звена.

2. Административно-териториальный принцип.

Каждое звено финансовой системы имеет свою особенность, которая

обусловлена спецификой:

1. состава финансовых отношений;

2. состава фондов денежных средств;

3. источников формирования фондов денежных средств и методов аккумуляции средств;

4. направлений использования фондов денежных средств;

5. целевого назначения фондов денежных средств;

6. участников формирования денежных средств;

7. участников распределения и использования фонда денежных средств;

8. собственника или распорядителя фонда денежных средств;

9. роли в процессе производства, распределении и перераспределении ВВП и НД;

Части в распределении финансовых ресурсов

осмыслении экономической сущности процессов формирования и направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с проведением законодательно обеспеченной финансовой политики государства;

 

Особенно актуальным считает Безгубенко Л.И., для Украины, ее финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей, ученых и практиков к финансам домохозяйств.

Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованной в отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством прежде всего уровня экономического развития государства. Так представляет финансовую систему Украина Безгубенко Л.И.

Эта трактовка широко и полно отражает структуру финансовой системы, все ее сферы и особенно отдельные ее элементы. Она очень актуальна на сегодняшний день для экономики Украины. Основываясь на такой структуре легче проводить анализ финансовых ресурсов государства, подробно исследуя все их сферы и звенья, и механизмы, их аккумуляции и распределении. Именно основываясь на этой трактовке я буду рассматривать в дальнейшем финансовую систему Украины

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре.

Внутреннее строение:

Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Организационная структура:

Финансовая система – совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежнеделения ВВП.

Организационная структура:

Финансовая система – совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками.

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.

Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений.

Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы.

Организационная структура финансовой системы – совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-либо стране осуществляют органы государственной власти и управления.