Рекомендации по активизации мышления
1. С целью повышения продуктивности мыслительной деятельности необходимо научиться управлять следующими ее этапами:
· постановка задачи;
· создание оптимальной мотивации;
· регуляция направленности непроизвольных ассоциаций;
· максимальное включение образных, логических и символических компонентов в процесс мышления;
· использование преимуществ понятийного мышления;
· избегание излишней критичности при оценке результатов деятель-ности.
2. Очень результативна активизация мыслительной деятельности посредством решения различных задач и головоломок.
3. Эффективным средством активизации мыслительной деятельности являются правильно сформулированные вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Недаром образовательный процесс неизменно сопровождается системой вопросов и опросов.
4. Действенным способом активизации мышления является подсказка, которая может принимать форму:
· сообщения очередного хода мышления;
· сообщения дополнительных данных;
· приведения аналогии.
Однако следует помнить, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решения проблемы, может резко затормо-зить его или вовсе прервать (так называемый эффект запирания).
5. Использование тестов интеллекта, адаптированных к разным возрастам, а также культурному, образовательному и профессиональному уровню развития, является эффективным способом стимуляции мыслительной деятельности.
6. Полезно знать, что существуют так называемые барьеры мышления - специфические препятствия продуктивной мыслительной деятельности. Барьерами могут быть самоограничения, связанные с инертностью нашего мышления и преклонение перед авторитетом.