Рекомендации по активизации мышления

 

1. С целью повышения продуктивности мыслительной деятельности необходимо научиться управлять следующими ее этапами:

· постановка задачи;

· создание оптимальной мотивации;

· регуляция направленности непроизвольных ассоциаций;

· максимальное включение образных, логических и символических компонентов в процесс мышления;

· использование преимуществ понятийного мышления;

· избегание излишней критичности при оценке результатов деятель-ности.

2. Очень результативна активизация мыслительной деятельности посредством решения различных задач и головоломок.

3. Эффективным средством активизации мыслительной деятельности являются правильно сформулированные вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Недаром образовательный процесс неизменно сопровождается системой вопросов и опросов.

4. Действенным способом активизации мышления является подсказка, которая может принимать форму:

· сообщения очередного хода мышления;

· сообщения дополнительных данных;

· приведения аналогии.

Однако следует помнить, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решения проблемы, может резко затормо-зить его или вовсе прервать (так называемый эффект запирания).

5. Использование тестов интеллекта, адаптированных к разным возрастам, а также культурному, образовательному и профессиональному уровню развития, является эффективным способом стимуляции мыслительной деятельности.

6. Полезно знать, что существуют так называемые барьеры мышления - специфические препятствия продуктивной мыслительной деятельности. Барьерами могут быть самоограничения, связанные с инертностью нашего мышления и преклонение перед авторитетом.