Рационализаторские предложения.

 

Рационализация ( от лат. разумный) – это действия, направленные на усовершенствование, улучшение машин, оборудования, технологии, применяемых материалов и т.п.

Так же как и изобретение, рационализаторское предложение носит творческий характер. Различия между ними состоят в характере изменений, вносимых в определенный объект.

Рационализаторским предложением признается техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано, и предусматривающее создание или изменение конструкции изделий, технологии производства, изменение состава материала, а также новое для предприятия организационное решение, дающее экономию трудовых, сырьевых и других материальных ресурсов или иной положительный эффект.

Новым техническое решение признается, если до подачи заявления по установленной форме данное или такое же решение:

1) не использовалось на предприятии, которому оно подано;

2) не было известно предприятию в степени, достаточной для практического осуществления;

3) не предусмотрено обязательными для предприятия стандартами и нормативами.

Для признания предложения рационализаторским, автор подает письменное заявление. В заявлении указывается наименование предложения, приводится описание сущности, в необходимых случаях прилагаются чертежи, схемы. В заявлении должны быть перечислены все соавторы, творческим трудом которых создано предложение.

Заявление на рац. предложение подается тому предприятию, к деятельности которого относится предложение, независимо от того, работает автор на этом предприятии или нет.

Зарегистрированное на предприятии заявление направляется на заключение тем подразделениям и службам, к деятельности которых оно непосредственно относится (цех, участок и т.п).

По предложению могут быть приняты следующие решения:

- признать предложение рационализаторским и принять к использованию;

- провести опытную проверку предложения;

- предложение отклонить.

Решение принимается руководителем предприятия (как правило главным инженером) . О принятом решении автору сообщается в течение 15 дней со дня окончания проверки.

До вынесения решения о признании предложения рационализации или о его отклонении автору предоставляется право дополнять или изменять описание, чертежи, схемы или эскизы, не меняя сущности предложения.

После вынесения решения о признании предложения рационализаторским и принятии его к использованию в течение месячного срока каждому из соавторов предложения выдается удостоверение рационализатора.

Размер вознаграждения за рационализаторское предложение и порядок его выплаты определяются предприятием, а также на основании договора между предприятием и автором.

 

Правовая охрана нераскрытой информации (служебной и коммерческой тайны).

 

Под коммерческой тайной понимается не явля­ющиеся государственными секретами сведения, связанные с про­изводством, технологической информацией управления, финанса­ми и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

Тайна, являясь объектом интеллектуальной собственности, обладает радом специфических особенностей:

ü в ее основе лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. От самого правооблада-теля, от полноты и эффективности принимаемых им мер по сохра­нению его фактической монополии на знание зависит жизненность его права на служебную или коммерческую тайну;

ü служебная или коммерческая тайна обладает наибольшей универсальностью среди других объектов интеллектуальной соб­ственности, поскольку под понятие служебной и коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связан­ные с производством,

ü технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя;

ü неограниченность срока ее охраны. Право на служебную или коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны;

ü служебная и коммерческая тайна как объект интеллекту­альной собственности не требует официального признания ее ох­раноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государствен­ных пошлин.

Законодательство Республики Беларусь предъявляет к служебной и коммерчес­кой тайне следующие требования:

1) информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. В соответствии с данным критерием из числа све­дений, составляющих служебную или коммерческую тайну, исклю­чаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьими ли­цами для достижения своих целей, которые бы никто не приобрел, если они бы они были предложены к продаже;

2) к информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на за­конном основании. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (на­пример, путем изучения открытых данных, анализа образцов вы­пускаемой продукции), она коммерческой или служебной тайной не признается;

3) для того чтобы информация считалась слу­жебной или коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. К ним могут быть отнесены разнообразные меры техническо­го, организационного и юридического характера, направленные на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного до­ступа третьих лиц.

Систему законодательства Республики Беларусь об охране служебной и коммерческой тайны образует:

1) Гражданский кодекс Республики Беларусь;

2) Положение о коммерческой тайне

Защита права на нераскрытую информацию.

Нарушением является завладение с помощью незаконных методов. На обладателях информации лежит обязанность доказать, что информация удовлетворяет всем требованиям, а нарушитель получил ее незаконно. Наиболее опасные деяния подлежат уголовному наказанию по ст.254, 255 УК Республики Беларусь.