ВВЕДЕНИЕ

 

Ис­то­рия отечественного го­су­дар­ст­ва и пра­ва - од­на из ба­зо­вых в сис­те­ме юри­ди­че­ских на­ук. Изу­че­ние дан­ной дис­ци­п­ли­ны по­зво­ля­ет по­нять за­ко­но­мер­но­сти го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой сис­темы России в ее ис­то­ри­че­ской эво­лю­ции. Оно по­зво­ля­ет по­нять, что су­ще­ст­во­ва­ние оп­ре­де­лен­ных го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых ин­сти­ту­тов ис­то­ри­че­ски обу­слов­ле­но и за­ви­сит от уров­ня раз­ви­тия об­ще­ст­ва, ре­шае­мых им за­дач и пра­во­вой куль­ту­ры на­се­ле­ния.

При изу­че­нии ис­то­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва России нель­зя за­бы­вать, что мы имеем де­ло с нау­кой, ко­то­рая по сво­ему ха­рак­те­ру яв­ля­ет­ся пра­во­вой, а по­то­му нас долж­ны ин­те­ре­со­вать в пер­вую оче­редь го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вые яв­ле­ния. Следовательно, вся­кий изу­чае­мый ма­те­ри­ал на­до вос­при­ни­мать с точ­ки зре­ния его от­но­ше­ния к раз­ви­тию го­су­дар­ст­ва и пра­ва, по­сколь­ку он под­чи­нен за­да­чам вы­яв­ле­ния юри­ди­че­ской спе­ци­фи­ки в про­ис­хо­дя­щих со­бы­ти­ях. Как историческая наука история государства и права есть часть истории российского общества, и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей экономики, культуры.

Предметом науки истории отечественного государства и права является изучение развития государственно-правовых институтов нашей страны с момента начала формирования государственности до настоящего времени. История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур и механизмов государственной власти (типы власти, формы правления, политического режима, государственного устройства, госаппарат), развитие правовой системы, отдельных отраслей и институтов права.

Поскольку история государства и права изучает политические и правовые институты вплоть до сегодняшнего дня, постольку она органически стыкуется с действующим правом. следовательно, она занимается не только правом ушедшим, но и живущим, его отраслями и институтами. Историю государства и права интересуют конкретные политические и правовые явления, но, прежде всего, она исследует фактический материал для установления межотраслевых закономерностей, для показа общих поступательных, прогрессивных тенденций развития государства и права.

В этом большое сходство истории государства и права с тео­рией государства и права. Разница же в том, что если теория государства и права изучает преимущественно общие закономерности развития государства и права различных народов и общественно-экономических формаций, то история государства и права занимается конкретными государствами и правовыми системами, существовавшими и существующими на территории нашей страны, их особенностями и характерными чертами.

Говоря о методах изучения истории отечественного государства и права, необходимо отметить, что историко-правовая наука использует различные методы - как общенаучные, так и специфические. К первым относится диалектический метод, который дает возможность изучать государственно-правовые явления в их связи и взаимозависимости, в непрерывном движении, развитии, исходя из за­конов диалектики. Что же касается вторых, то, прежде всего, следует выделить метод историзма, требующий подходить к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Метод историзма конкретизируется в единстве исторического и логического способов исследования. Применяя исторический способ, изучают государство и право с момента их возникновения и прослеживают весь процесс их раз­вития. Логический способ дает теоретическое воспроизведение развитого или развивающегося объекта, то есть государство и право рассматриваются во всех их существенных закономерных связях и отношениях.

Курс истории отечественного государства и права подразделяется на три части: эпоха Средневековья, государство и право России в Новое и Новейшее время, которые отличаются не только длительностью исторических периодов, охватываемых изучением, но и объемами историко-правового материала.

Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла, реализуется на 1-м году обучения (1 триместр) с общей трудоемкостью освоения -6 ЗЕТ.

Цель дисциплины – формирование представлений и знаний о государстве и праве России в процессе возникновения и развития государства в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности.

В результате освоения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4).

В результате освоения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции: в правоприменительной деятельности – способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7); толковать различные правовые акты (ПК-15); преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В про­цес­се изу­че­ния данного курса сту­дент дол­жен:

знать:

-ос­нов­ные пу­ти ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия го­су­дар­ст­вен­но- пра­во­вой ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­ва;

- ус­ло­вия и фор­мы раз­ви­тия го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых ин­сти­ту­тов России, их особенности;

- ос­нов­ные фак­то­ры, оп­ре­де­ляю­щие раз­ви­тие го­су­дар­ст­ва и пра­ва в рам­ках круп­ных ис­то­ри­че­ских пе­рио­дов;

- особенности периодизации и хронологических изменений в системе государственных учреждений и правовой системе в истории России;

- специальную историко-правовую терминологию, ключевые юридические понятия и закономерности исторического развития государства и права России;

- практическое значение юридических категорий и догматических конструкций отечественного права;

иметь представление:

- о го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых яв­ле­ни­ях, об ос­нов­ных за­ко­но­мер­но­стях воз­ник­но­ве­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия отечественного го­су­дар­ст­ва и пра­ва;

- об ос­нов­ных ис­то­ри­че­ских этапах и особенностях го­су­дар­ст­вен­но­го и пра­во­во­го раз­ви­тия России;

уметь:

- вы­явить за­ко­но­мер­но­сти и ди­на­ми­ку раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и пра­ва России в ис­то­ри­че­ской рет­ро­спек­ти­ве;

- ло­ги­че­ски гра­мот­но вы­ра­жать и обос­но­вы­вать свою точ­ку зре­ния по го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой и по­ли­ти­че­ской про­бле­ма­ти­ке;

- самостоятельно определять проблемные аспекты в истории государства и права России и подбирать адекватные методы исследования;

- ориентироваться в многообразии и обстоятельно анализировать исторические и политико-правовые источники;

- объяснять причины и особенности исторического развития государственных учреждений и правовых институтов России;

- ана­ли­зи­ро­вать оп­ре­де­ляю­щие тен­ден­ции го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­во­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва;

- опе­ри­ро­вать юри­ди­че­ски­ми по­ня­тия­ми и ка­те­го­рия­ми, используемыми в истории государства и права;

- це­ло­ст­но пред­став­лять хро­но­ло­гию ис­то­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва России;

владеть:

-юридической терминологий в области истории государства и права России;

- прие­ма­ми срав­ни­тель­но­го ана­ли­за юри­ди­че­ских ин­сти­ту­тов раз­лич­ных периодов в истории России;

- навыками работы с юридическими документами различных исторических эпох;

- навыками практического применения историко-правовых знаний и ретроспективного объяснения политико-правовых явлений современности.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН