Анализ барьеров входа-выхода фирм на рынок в структуре отраслевого рынка
Большое влияние на функционирование фирм и на сам рынок оказывает свобода входа и выхода с отраслевого рынка. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа-выхода различаются. От этого в значительной степени зависит динамичность отраслевых рынков. При этом одни рынки могут являться значительно динамичными, другие – более стабильными, и число действующих фирм на этих рынках изменяется незначительно.
Сложность, а иногда даже невозможность входа в определенный рынок или проникновения в определенную отрасль зависит от соответствующих барьеров. Их наличие оказывает существенное воздействие на уровень концентрации и конкурентную ситуацию в отрасли (на рынке). Это делает рыночные барьеры одой из важных проблем исследования в экономике отраслевых рынков.
Впервые понятие «барьеры входа» дал Д. Бэйн в 1956 г., определяя их как барьеры, позволяющие действующим фирмам получать сверхприбыль, не опасаясь входа конкурентов. В современной литературе под барьерами входа понимают: факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовывать прибыльное производство в отрасли. Эти препятствия могут воздвигать либо доминирующие на данном рынке фирмы, либо они возникают из-за наличия у продукции и производственных процессов особых характеристик (например, производственная деятельность требует при ее организации значительных капиталовложений, которые имеют длительный период окупаемости). И еще одним важным препятствием могут стать действия правительства, так называемые административные барьеры.
Стратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок
Стратегические (субъективные) барьеры зависят от поведения фирм, и фирмы могут самостоятельно их убирать. Они создаются сознательно деятельностью самих фирм, препятствующих проникновению новых фирм в отрасль, при этом при выборе стратегии фирмы во внимание принимается ответное действие рыночных участников.
Стратегические барьеры могут формироваться лишь доминирующими (активными) фирмами, т.е. фирмами, обладающими рыночной властью. Барьеры входа подразделяются на два вида, связанные с ценовыми и неценовыми стратегиями поведения фирм. Они бывают следующими:
1) лимитирующее ценообразование. Для потенциального конкурента важно знать, какая установится цена в отрасли, после того как он войдет на рынок. Чем больше размер выпуска потенциального конкурента, тем ниже должна быть цена, чтобы это дополнительное предложение товара нашло сбыт. Но чем ниже цена после входа, тем больше время возмещения издержек по проникновению в отрасль, тем рискованнее становится вход.
Фирмы, уже действующие в отрасли, зная совокупный спрос и предложение, могут назначить такую цену, чтобы предотвратить нежелательное появление на рынке новых конкурентов. Такая политика называется ценообразование, ограничивающее вход. Запретительная цена, как правило, ниже уровня, максимизирующего краткосрочную прибыль, значит фирма, проводящая политику ценообразования, ограничивающего вход, сталкивается с выбором между краткосрочной прибылью и угрозой входа. Чтобы ценообразование, ограничивающее вход, было эффективным, фирма, во-первых, должна оценить точно издержки своего производства и потенциального конкурента, а также условия спроса. Если фирма переоценит издержки и назначит слишком высокую цену, вход будет предотвращен, но фирма не дополучит какую-то часть прибыли. Если она недооценит издержки и назначит слишком низкую цену, проникновение новых фирм не будет предотвращено.
Во-вторых, фирмы должны поддерживать величину выпуска в отрасли на соответствующем уровне. В-третьих, модель ценообразования исходит из того, что потенциальный конкурент полагает объем выпуска старых фирм неизменным. Но на практике новые фирмы могут рассматривать случай, когда старые фирмы будут вынуждены сократить свой выпуск, особенно если новая фирма представляет собой крупный диверсифицированный концерн. В-четвертых, ценообразование неэффективно в условиях быстро растущего спроса и в отраслях с высокой скоростью технологических инноваций, поскольку быстро меняющаяся среда не дает возможности старым фирмам адекватно оценить уровень цены;
2) высокая степень дифференциации продукта Старая фирма для предотвращения входа новых фирм может заполнить рынок значительным количеством товаров субститутов, так что новой фирме будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок;
3) долгосрочные контракты с поставщиками и покупателями. Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если подобные контракты существуют в отрасли;
4) вертикальная интеграция;
5) согласованная ценовая политика;
6) наличие резервных мощностей;
7) дополнительные инвестиции в оборудование (необходимость у входящей фирмы). Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями, то при первой же угрозе входа новой фирмы может увеличить выпуск до уровня, ограничивающего вход, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек;
8) необходимость значительных расходов на рекламу. Рекламные расходы увеличивают минимальный выпуск в отрасли, необходимый для организации эффективного производства, и понижают ее ожидаемую прибыль.
Нестратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок
Нестратегическими называют барьеры, создаваемые фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимые от деятельности фирмы или слабо поддающиеся ее воздействию.
1. Емкость отраслевого рынка. При этом рассматривается степень насыщенности рынка, уровень платежеспособного спроса, активность иностранных конкурентов. Емкость рынка – это совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен. Емкость рынка зависит от степени освоения данного рынка, эластичности спроса, от изменения экономической конъюнктуры, уровня цен, качества товара и затрат на рекламу. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения.
Различают два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости.
Расчет емкости рынка должен носить пространственно-временную определенность.Чем выше эти показатели, тем выше уровень входного барьера.
2. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Среди капитальных затрат следует выделить затраты на освоение выпуска данного товара потенциальными поставщиками, стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, расходы на НИОКР, подготовку и найм персонала, организацию сбытовой сети, длительность освоения производства.
Чем более конкурентным является рынок капитала, чем более развита инфраструктура, тем легче получить кредит, тем меньше барьеров для входа на товарный рынок.
return false">ссылка скрыта3. Барьеры, основанные на преимуществе (абсолютном или относительном) в уровне затрат.
Абсолютные преимущества означают, что функция долгосрочных средних издержек уже действующих в отрасли фирм расположена на всем своем протяжении ниже функций издержек потенциальных конкурентов. Абсолютные преимущества достигаются за счет того, что старые фирмы имеют доступ к более дешевым и/или более качественным источникам ресурсов, или за счет использования их прошлых инноваций.
Относительные преимущества возникают за счет производства уже функционирующими в отрасли фирмами большего объема выпуска, нежели может освоить потенциальный конкурент. Являются следствием возрастающей отдачи от масштаба.Определить высоту этого входного барьера можно по формуле , (1)
где ACb– средние издержки фирм, действующих на рынке;
ACd– средние издержки фирм, желающих войти на рынок.
Часто также используют показатель, получивший название «индекс барьера»:
, (2)
где q – объем выпуска продукции фирмы;
ч – численность персонала фирмы.
Чем выше индекс, тем выше размер относительных издержек отрасли.
4. Административные барьеры. Создаются органами государственной власти на всех уровнях. К ним относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, усложненный порядок регистрации, наличие неформальных отношений между органами власти и предприятиями, экологические нормы и т.п.
5. Состояние инфраструктуры рынка. Хорошее состояние инфраструктуры ведет к сокращению барьеров входа.
6. Криминализация экономики.
Дж. Бэйн выделял четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа. Его классификация стала общепринятой в теории организации отраслевых рынков (рис. 5):
– рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. Здесь обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек;
Рис. 5. Классификация отраслевых барьеров
– рынки с неэффективными барьерами входа: фирмы, действующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политики получения прибыли в краткосрочном периоде;
– рынки с эффективными барьерами входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли;
– рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах.
При анализе рыночных барьеров принимают во внимание как барьеры входа в рынок, так и барьеры выхода из него, между которыми существует тесная взаимосвязь.
Барьеры выхода – факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь выйти из отрасли. Барьеры выхода, как правило, – это разного рода необратимые издержки, которыеневозможно возместить. Обычно необратимые издержки появляются в результате инвестирования в долгосрочные или специфические активы фирмы или продукты. Примером отрасли с большим объемом невозвратных капитальных затрат является железнодорожный транспорт. Даже при наличии убытков железнодорожные компании очень медленно уходят из отрасли.
Осложнить выход фирмы из отрасли могут несовершенство законодательной системы и неразвитость рыночных отношений.