Возникновение вопросов в деятельности организаций

Глобальное потепление, будущее тропических лесов, появление генетически модифицированных продуктов, курение, детское ожирение, стоимость медицинских услуг, детский труд – вот лишь малый перечень тех аспектов, которые коренным образом изменили работу предприятий за последние 30-40 лет. Первоначально эти вопросы возникали из дебатов среди специалистов-технологов, медиков, экологов, чтобы затем посредством групп интересов, негосударственных организаций, средств информации и сети Интернет достичь ушей широкой публики. Эти дебаты вызвали целый каскад вопросов от различных стейкхолдеров, которые оказались задействованными в работу организаций, и которым был небезразличен исход этих дебатов. Именно столкновение интересов различных публик легло в основу того, что сегодня обозначается термином «исью менеджмент» (от английского issues management – управление вопросами, проблемами) или «управление вопросами».

Если точнее, управление вопросами появилось из необходимости бизнеса защититься от общественной критики и государственного вмешательства, которое воплощалось в законодательстве, ограничивающем работу предприятий. Деятельность крупных компаний начала вызывать общественное беспокойство еще в 19 веке, но лишь к середине двадцатого столетия назрел конфликт между производителем, стремящимся к прибыли за счет снижения издержек любой ценой, и некоторыми общественными группами: активистами в борьбе за права человека и животных, защитниками окружающей среды, профессиональными сообществами.

Итак, в 1960-х гг. в передовых странах стала усиливаться тревога по поводу состояния планеты и негативных эффектов консюмеризма. В 1962 г. была опубликована книга Р. Карсон «Молчаливая весна», в которой гибель многих видов птиц напрямую связывалась с использованием инсектицидов и гербицидов крупными сельскохозяйственными комплексами. Это была поворотная точка в противостоянии компаний и стейкхолдеров – впервые в обществе открыто заговорили о негативном воздействии организаций на природу и, следовательно, на здоровье людей. К критике корпораций тех лет можно отнести и деятельность американского юриста и защитника прав потребителей Р. Надера, который успешно провел несколько дел против производителей автомобилей – бездушных, безответственных корпораций. Знаменитое произведение Н. Кляйн «Нет лого» стало еще одной важной вехой в противодействии бесконтрольной деятельности корпораций со стороны активных публик.

С этого момента обстановка стала накаляться и с каждым новым делом против корпораций организации теряли очки в борьбе с неблагоприятным общественным мнением. Проблемы нефтедобывающих компаний (Exxon Valdez, BP, Shell), взрыв на заводе Union Carbide в индийском Бопале, канцерогенная деятельность компании Hardie’s Asbestos и ряд других громких дел заставили компании прислушаться к голосу публик и заняться управлением вопросами.