Обратная связь. Вертикальные и горизонтальные связи

Во внутрифирменном коммуникационном менеджменте необходимо не только осуществлять прямую коммуникацию сверху вниз, а реализовывать хорошо налаженную и эффективную обратную связь. Только такая система каналов связи обеспечит передачу достоверной и своевременной информации, исключая появление слухов – так называемого «плюща», который разрастается в условиях коммуникативной изоляции сотрудников компании.

Обратная связь помогает «цементировать», скреплять организацию, формируя у членов коллектива чувство ответственности и причастности к целям и задачам организации. Работники должны быть уверены, что их мнение важно для руководства и они могут высказывать его свободно и открыто. К формам осуществления обратной связи можно отнести использование ящиков предложений, направление анонимных сообщений, брифинги, программы открытых дверей, беседы через голову непосредственного начальства, опросы и т.д. Возможность высказаться, предоставленная каждому сотруднику, улучшает климат в организации, способствует продвижению свежих идей, устраняет случаи злоупотребления служебным положением.

Эти формы и методы коммуникации относятся, в основном, к вертикальным связям, укрепляющим отношения между начальниками и подчиненными. Для обеспечения здорового психологического климата в компании необходимо также упрочение системы горизонтальных связей. Это способствует развитию корпоративной культуры, обмену опытом, знаниями, информацией. Проведение корпоративных мероприятий, создание проектных групп с участием представителей разных отделов, информационные доски с фотографиями и биографиями сотрудников, статьи во внутренних изданиях, посвященные сотрудникам – вот наиболее популярные способы укрепления горизонтальных связей.

Используя эти и другие тактические мероприятия, необходимо помнить, что они должны быть подчинены определенной стратегической цели. Необходимость формулирования стратегии подтверждается общеизвестным фактом, что коммуникация присутствует в организациях, вне зависимости от того, управляет кто-нибудь этим процессом или нет. Наличие стратегии позволяет структурировать стихийное информационное море компании и преодолеть любые иерархические преграды и офисные перегородки для того, чтобы объединить сотрудников в организацию с ее уникальным набором ценностей, характеристик, ее философией, культурой, этическими принципами – всем тем, что называется организационной общностью.