Виды внутренних аудиторий

Для внутрифирменного коммуникационного менеджмента особенностью является то, что по своему составу относительно постоянная внутренняя аудитория может сильно различаться по социальным, географическим и демографическим характеристикам (пол, возраст, стаж, национальность, социальный статус, место проживания и т.д.), а также по поведенческим и психографическим аспектам (стиль жизни, особенности поведения в определенных ситуациях, потребности, интересы, отношение к руководству и организации в целом и т.д.). Несомненно, эти особенности варьируются в каждом отдельном случае – определенные компании предпочитают нанимать молодых сотрудников с высшим образованием, демонстрирующих ценности, важные для компании. Тем не менее, в организациях редко используются те же критерии сегментации, что и для внешних публик.

Одной из наиболее наглядных и эффективных классификаций работников стало определение типов внутренних аудиторий по эмоциональной и интеллектуальной вовлеченности (Таблица 14). Эмоциональная вовлеченность предполагает готовность и желание работника влиться в коллектив и способствовать осуществлению деятельности организации. Под интеллектуальной вовлеченностью предполагается владение работником необходимыми умениями и навыками для выполнения своих функций в сочетании с ясным пониманием направления развития компании. Как правило, такое разделение внутренней аудитории на публики проводится методом анкетирования.

Таблица 14. Типы внутренних аудиторий

  Низкий уровень эмоциональной вовлеченности Высокий уровень эмоциональной вовлеченности
Низкий уровень интеллектуальной вовлеченности посторонний ракета без прицела
Высокий уровень интеллектуальной вовлеченности слабое звено снайпер

Итак, по степени вовлеченности выделяют четыре типа внутренних аудиторий: ракета без прицела, снайпер, слабое звено, посторонний. Ракета без прицела - это сотрудники, готовые работать и желающие привнести свой вклад в общее дело. У этого типа, однако, отсутствует понимание целей организации или нет навыков работы в данной должности. Им необходимо разъяснить миссию организации, их роль в выполнении этой миссии, предоставить конкретную информацию о специфике работы.

Снайпер или чемпион – это активная, вовлеченная публика – необходимо просто поддерживать их в этом состоянии (своевременно удовлетворять информационные нужды, мотивировать, расширять горизонты, направляя на повышение квалификации или предлагая новые задачи).

Слабое звено – публика, понимающая специфику работы компании, но не заинтересованная в сотрудничестве. Как правило, это молодые квалифицированные служащие, ощущающие низкую вовлеченность и неполную удовлетворенность на фоне диссонанса между высшим образованием (красным дипломом, двумя высшими образованиями, ученой степенью) и скучной работой (низкой оплатой, отсутствием перспектив и т.д.). Работать с ними сложно, потому что научить и объяснить легче, чем заинтересовать и дать стимул к работе. Тем не менее, среди этой категории могут быть ценные, незаменимые сотрудники по своим профессиональным характеристикам. Необходимо всячески подчеркивать их роль в компании, мотивировать как с помощью мотивационных, так и гигиенических факторов, вовлекать в неформальные мероприятия, демонстрировать перспективы их роста вместе с фирмой.

Посторонний – это случайная публика: временные кадры, по каким-либо причинам попавшие в организацию. Со временем есть вероятность перерастания этой аудитории в ракету без прицела или даже снайпера, но, как правило, они отсеиваются до появления чувства причастности к работе компании.