Функции внутрифирменных коммуникаций

Многочисленные функции внутренних коммуникаций можно подразделить на стратегические, которые помогают формировать курс развития организации, и тактические, второстепенно поддерживающие этот курс. Как правило, определенные тактики, методы и технологии соответствуют выбранной стратегии.

Таблица 13. Функции внутренних коммуникаций

Стратегическая деятельность Тактическая деятельность
- поддержка программ смены курса (сокращения, смена стратегии, ребрендинг); - передача сообщений руководства касательно миссии, ценностей компании; - облегчение обратной связи; - повышение коммуникативных навыков менеджеров; - повышение мотивации - повышение доверия к руководству; - заключение психологического контракта (понимание работником и руководством взаимных обязательств). - внутрифирменные издания (бюллетени, журналы, многотиражные и стенные газеты, информационные листки); - Интранет, видеокассеты и внутреннее телевидение, внутрифирменные радиостанции и внутрифирменный информационный телефон; - электронные журналы, письма по электронной почте; - менеджерские конференции; - брифинги, дни открытых дверей, собрания, конференции; - информационные доски; - ящики для предложений и замечаний, - внутренний годовой отчет; - совместные мероприятия для персонала (празднования дней рождения, памятных дат, спортивные состязания между командами сотрудников); - клубы по интересам.

Диапазон стратегических и тактических функций не ограничивается приведенными в Таблице 13 – тактические приемы осуществления внутренних коммуникаций особенно разнообразны. Их применение полностью зависит от эрудиции, фантазии, творческих способностей специалиста по коммуникациям. Основное требование, которое необходимо соблюдать при выборе методов осуществления программы, – соответствие стратегии и соблюдение правил поведения с учетом культурных особенностей компании.

Основной проблемой большинства организаций является повышенное внимание, уделяемое тактикам, и игнорирование стратегической ценности коммуникации – это характерно для современных российских связей с общественностью в целом, при работе с внешними и внутренними публиками. Использование тактик закономерно только при наличии стратегического компонента, иначе бюджет, выделенный на корпоративные мероприятия и публикацию внутреннего отчета, окажется напрасной тратой средств. Если при этом иметь в виду цель повысить доверие к руководству, то умело осуществленные тактические действия могут стать эффективными технологиями внутрифирменного коммуникационного менеджмента.