Виды стейкхолдеров

Парадокс связей с общественностью заключается в том, что общественности как таковой не осталось. Общественность сменилась группами индивидов, к каждой из которых требуется определенный подход. Отрицание массовости в коммуникации началось с того, что традиционные «масс медиа» стали просто «медиа», хотя в России аббревиатуру «СМИ» еще никто не отменял. Тем не менее, перед каждой компанией стоит очевидная проблема – разглядеть в массе свои аудитории. Зачем стремиться попасть «пальцем в небо», а точнее, своим сообщением в широкие слои публики, надеясь, что оно найдет адресата, если это сообщение касается жителей ближайших домов или работников фирмы? Гораздо более действенным методом является сегментирование публик. Чтобы его осуществлять, необходимо иметь представление о видах стейкхолдеров.

Во-первых, аудитории подразделяются на контрактные, связанные официальными обязательствами с компанией, и общественные, которые не заключают договоров, но имеют непосредственное отношение к работе фирмы (Таблица 9). Кроме того, что индивид или группа может входить в несколько аудиторий, о чем говорилось выше, контрактные и общественные стейкхолдеры могут перетекать друг в друга. Например, привлекая СМИ на безвозмездной основе к освещению событий, связанных с жизнью компании, организация имеет дело с общественной аудиторией, которую не может контролировать. Если же в печатном издании проплачена заказная статья, оно становится контрактным стейкхолдером, который обязался оказать определенную платную услугу.

Таблица 9. Виды стейкхолдеров

Контрактные аудитории Общественные аудитории
-финансовые (инвесторы, банки, акционеры) -служащие - профсоюзы - дистрибьюторы -поставщики -заемщики -клиенты (включая потенциальных) -государство -международные правительства -центральные и местные органы власти -регулирующие органы -группы давления -лидеры мнений -СМИ -местные жители