Вопросы к кандидатскому экзамену по педагогике по специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»

1. Педагогика как область гуманитарного знания. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Характеристика категориально-понятийного аппарата педагогической науки.

2. Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика.

3. Основные методологические подходы к организации педагогического процесса в современной школе.

4. Проблема диагностики процессов и результатов обучения и воспитания.

5. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Сущность, значение цели и целеполагания в воспитательном процессе. Виды целеполагания.

6. Основные концепции воспитания в современной российской педагогике.

7. Формирование личности в процессе ее социализации, воспитания и саморазвития.

8. Понятие «воспитательная система школы». Зарубежные и отечественные воспитательные системы. Гуманистические воспитательные системы И.П. Иванова и В.А. Караковского.

9. Проблема коллектива и личности в современной педагогике. Специфика воспитательной работы с коллективом в современных условиях. Психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности.

10. Семейное воспитание. Основные направления, формы и методы воспитания детей в семье.

11. Проблемы формирования здорового образа жизни учащихся.

12. Методы воспитания, их классификации в педагогике. Условия выбора методов воспитания.

13. Принципы воспитания в различных теоретических концепциях.

14. Новаторские воспитывающие системы: их сущность, специфика.

15. Понятие о педагогическом общении. Основные функции, виды и стили общения.

16. Понятие о технологии конструировании педагогического процесса. Планирование деятельности классного руководителя. Новые подходы к составлению планов воспитательной работы классного руководителя.

17. Понятие о дидактике. Система основных категорий и понятий в дидактике и их взаимосвязь. Актуальные проблемы современной дидактики.

18. Сущность и методологические основы обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

19. Закономерности и принципы обучения в современной дидактике.

20. Характеристика основных дидактических систем и концепций.

21. Дидактические средства и их классификация. Современные средства обучения.

22. Типология образовательных технологий, оценка их эффективности.

23. Сущность, принципы и критерии отбора содержания общего образования. Структура и уровни содержания современного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании».

24. Понятие о государственном образовательном стандарте. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования (учебный план, учебная программа, учебная литература).

25. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.

26. Дифференцированное обучение: сущность и типы.

27. Информационно-коммуникативные технологии в обучении.

28. Концепции многопрофильного, многоуровневого и непрерывного образования.

29. Мониторинг качества образования и образовательных услуг.

30. Урок как основная форма организации обучения. Структура и типы уроков. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.

31. Предмет, задачи и источники истории педагогики и образования. Классификация историко-педагогического знания. Методологические подходы к изучению истории педагогики и образования.

32. Педагогическая система Я.А. Коменского. Я.А.Коменский о цели, содержании воспитания. Возрастная периодизация и система школ по Я.А.Коменскому. Дидактическое учение Я.А.Коменского. Принцип природосообразности Я.А.Коменского и современность.

33. Педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо. Ж.-Ж.Руссо об идеале и факторах воспитания. Возрастная периодизация Ж.-Ж.Руссо. Ж.-Ж.Руссо как основоположник теории «свободного воспитания». Теория «свободного воспитания» и современность.

34. И.Г.Песталоцци о сущности, цели, содержании воспитания. И.Г.Песталоцци как основоположник теории формального образования. Теория поэлементного образования И.Г.Песталоцци.

35. И.Ф.Гербарт как основоположник традиционной педагогики и «школы учебы». Идеи И.Ф.Гербарта об управлении, воспитывающем обучении и нравственном воспитании. Учение И.Ф.Гербарта о ступенях обучения.

36. В.А. Дистервег о принципах природосообразности, культуросообразности и самодеятельности воспитания и обучения. Дидактическое учение В.А.Дистервега.

37. Основные направления реформаторской педагогики (теория «трудовой школы»; теория «свободного воспитания»; теория «нового воспитания»; прагматическая педагогика; экспериментальная педагогика и педология; «педагогика действия»).

38. Основные тенденции и направления развития современной зарубежной педагогики (традиционалистско-консервативная педагогика, гуманистическая педагогика, рационалистическая (бихевиористская) педагогика, поликультурная педагогика и др.)

39. К.Д.Ушинский о цели, содержании и методах воспитания. Дидактическое учение К.Д.Ушинского. К.Д. Ушинский о педагогической антропологии, уровнях педагогического знания и о принципе народности воспитания.

40. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого. Теория «свободного воспитания» Л.Н.Толстого.

41. Развитие школы и педагогической мысли в России в конце XIX-начале XX вв. (К.Н.Вентцель, А.П.Нечаев, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, В.М.Бехтерев).

42. Характеристика основных этапов развития советской школы и педагогики (С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).

43. Проблемы развития русской школы и педагогики в условиях эмиграции. Философско-педагогическое наследие С.И.Гессена, В.В.Зеньковского, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина.

44. Принцип культуросообразности воспитания в истории педагогики.

45. Развитие идеи природосообразного воспитания в истории педагогики.

46. Развитие теории «свободного воспитания» в истории педагогики.

47. Основные тенденции развития, направления реформирования и модернизации современного образования и школы в Российской Федерации.

48. Приоритетные направления исследования проблем образования и воспитания в современной российской педагогике.