МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АСПИРАНТОВ
Содержание и виды самостоятельной работы аспирантов
по педагогике
п/п | Виды самостоятельной работы | Кол-во уч.часов |
1. | Работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой, журналами по педагогике по теме «Понятийно-терминологический аппарат современной педагогической науки». Составление словаря основных понятий и категорий по педагогике. Работа с электронными базами данных, материалами сайтов, ресурсами, связанными с проблемами современного образования и педагогической науки | |
2. | Написание реферата-резюме по теме «Проблемы изучения и внедрения передового педагогического опыта в практику современной школы» и его «защита» на практическом занятии | |
3. | Составление таблицы по теме «Основные авторские педагогические системы прошлого: сравнительный анализ», конспектирование работ выдающихся педагогов | |
4. | Разработка материалов по историко-педагогической тематике с использованием информационных технологий. Подготовка презентации по теме «Вклад выдающегося педагога в развитие мировой педагогики» (по выбору) | |
5. | Подготовка к участию в «круглом столе» по теме «Воспитательные системы за рубежом и в России» | |
6. | Проведение «круглого стола» с участием учителей школы по теме «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи» | |
7. | Подготовить презентацию по теме «Современные педагогические технологии» | |
8. | Подготовиться к проблемной дискуссии «Особенности современных образовательных стандартов» | |
Всего: | 18 часов |
Тематический план для самостоятельной работы аспирантов
по «Истории педагогики и образования»
№ | Примерные темы и задания | Формы работы | Формы отчетности |
Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Проблема факторов формирования личности в истории мировой педагогики. История развития антропологического знания в России и за рубежом | Конспектирование первоисточников: К.Д.Ушинский «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии»; А.С.Макаренко «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» | Обсуждение конспектов | |
Развитие принципов природосообразности, культуросообразности и народности в воспитании в истории мировой педагогики | Конспекты первоисточников: Я.А.Коменский «Великая дидактика», А.Дистерверг «Руководство к образованию немецких учителей»; К.Д.Ушинский «О народности в общественном воспитании» | Проблемная дискуссия | |
Эволюция теории развивающего и воспитывающего обучения в истории мировой педагогики | Конспект: Песталоцци «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода»; Гербарт «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания»; Дистерверг «Руководство к образованию немецких учителей» | написание эссе | |
Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России | Конспекты работ Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании»; В.А.Сухомлинский «Павлышская средняя школа» | Круглый стол | |
5. | Реформаторская педагогика Западной Европы, России и США конца XIX-начала XX вв. и ее влияние на последующее развитие мировой педагогики | Конспекты работ Д.Дьюи «Школа и общество»; Г.Кершенштейнер «Школа будущего - школа работы» | презентации |
6. | Основные реформы образовательной политики и развитие педагогики отечественной педагогики в XX | А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» Авторские педагогические технологии педагогов-новаторов | обсуждение |
Основные реформы образовательной политики в России и за рубежом в XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования | Развитие гуманистической педагогики. Бихевиористская (рационалистическая) педагогика. Традиционалистско-консервативное направление. Неопрагматическая педагогика. Постмодернистская педагогика Концепция пожизненного (постоянного) воспитания. Теория многокультурного (поликультурного) образования. | коллоквиум |
Изучение дисциплины «Педагогика в системе наук о человеке» призвано обеспечить формирование профессиональной культуры аспиранта в области образования, развитие его научного мышления, способностей, индивидуальности, познавательной активности, умений и навыков.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе аспирантов, заключающейся в изучении вопросов программы, не рассмотренных на лекциях, в конспектировании литературы и первоисточников, предложенной преподавателем для самостоятельного изучения. Основная задача преподавателя состоит не в детальном изложении теоретических знаний, а в том, чтобы открыть пути, наметить направления для самостоятельного педагогического поиска, активизировать мышление, сформировать потребность в профессиональном самосовершенствовании.
Система контроля усвоения учебного материала предполагает сочетание традиционных и инновационных методов, в частности педагогическое тестирование.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы и зачета направлены на понимание понятийного аппарата учебной дисциплины, фактического материала, причинно-следственных связей, умения выделять главное, сравнивать, конкретизировать и доказывать свое мнение с помощью аргументов, обобщать и систематизировать знания.
.