Тема 7. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Возрастосообразность педагогического процесса
Понятие о технологии конструирования педагогического процесса как единства конструктивно-содержательной, конструктивно-материальной и конструктивно-операциональной деятельности педагога.
Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса, связанная с осмыслением педагогической ситуации и преобразованием действительности. Типы педагогических задач: стратегические, тактические, дидактические, воспитательные.
Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза. Оперативная и долговременная диагностика. Прогнозирование как педагогическое целеполагание. Технология конструирования учебной информации. Дидактический материал. Учебный материал. Логика учебного процесса по курсу в целом, ограниченного учебной темой, в масштабе единицы усвоения (М.А. Данилов).
Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Требования к планам учебно-воспитательной работы.
Задачи и содержание деятельности классного руководителя. Организация среды жизнедеятельности как средство совершенствования образовательно-воспитательного процесса. Виды деятельности детей, технология организации развивающей деятельности школьников.
Планирование работы классного руководителя. Технология составления плана. Виды и структура плана. Планирование и подготовка воспитательного мероприятия.
Планирование в деятельности учителя-предметника. Тематическое планирование учебного материала. Подготовка учителя к уроку и его планирование: определение целей и задач урока; разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств), установление структуры урока.
Технология осуществления педагогического процесса
Понятие о методах педагогического процесса. Направления совершенствования методов воспитания и обучения в современной школе.
Система методов современной педагогики: методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения); методы контроля эффективности педагогического процесса.
Общая характеристика форм воспитания и обучения. Сотрудничество, сотворчество педагогов и воспитанников.