СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Педагогика в системе гуманитарного знания и наук о человеке. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат педагогики

Педагогика как область гуманитарного знания и как компонент культуры общества, ее социальные функции. Становление и развитие педагогики как науки. Ее важнейшие деятели.

Объект и предмет изучения в педагогике. Задачи педагогической науки, функции педагогики.

Структура педагогической науки. Связь педагогики с философией, социологией, культурологией, естественными науками и другими отраслями человекознания.

Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая система, педагогическое взаимодействие педагогическая технология. Педагогическая деятельность и личность педагога.

Тема 2. Исторический подход в изучении педагогических явлений

Современная трактовка «Истории педагогики и образования» как области педагогической науки. Методологические основы, методы исследования и проблемы периодизации историко-педагогического процесса. Источники историко-педагогических исследований. Значение курса «История образования и педагогической мысли» в общей системе профессиональной подготовки аспиранта.

Факторы формирования личности в истории мировой педагогики. История развития антропологического знания. Развитие принципов природосообразности, культуросообразности, народности в воспитании и теории развивающего и воспитывающего обучения в истории мировой педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.

Возрастание интереса к идеям «свободного воспитания» в гуманистической психологии и педагогике 60–80-х годов ХХ века. Возрождение отдельных идей «свободного воспитания» в опыте В.А. Сухомлинского и педагогике сотрудничества 80-х гг. ХХ в. (Ш.А.Амоношвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, В.Ф. Шаталов и др.).

Характеристика образовательного процесса в учебных заведениях, опирающихся на принципы «свободного воспитания» (вальдорфская школа, «открытые школы»). Понимание современного воспитания не только как общественно необходимого процесса подготовки детей к жизни, но и как процесса формирования духовной личности, способной быть интеллектуально свободной, ответственной за себя и положение дел в обществе.