Тема 9. Работа над этюдом
Продолжение работы над «этюдным методом».
Сущность этюда: Этюд – атом, в котором заложено все самое важное в учении Станиславского: действие, внутренняя речь, несколько событий, оценок, конфликт, борьба с обстоятельствами малого круга, сквозное действие. Этюд как цепь непрерывных конфликтов, поединков, где необходимо почувствовать действенность столкновений – «сценическая борьба» (по Товстоногову). Понятие о сценическом поступке как целостном, целенаправленном, содержательном и субъективно насыщенном акте индивидуального поведения. Его неповторимость и художественно-эстетическая первичность.
Сценический этюд: «драматическая ситуация», драматургия этюда – его «текст» как «избыток видений». Работа над сценическим этюдом – превращение мышления на определенную тему в «текст». Композиционные особенности сценического этюда.
Действенная структура этюда: характер поведения в заданной обстановке драматургического вымысла воображения («текст» этюда):
– оценка предлагаемых обстоятельств;
– отношение к процессу действия;
– формирование личностной установки (внутренняя готовность ритмического тона);
– преодоление препятствий в форме внутренней борьбы;
– построение действенной линии переживания–поведения в условиях перспективы конфликта и его разрешения.
Действие в этюде – логическая цепь поступков, оправданных и психологических мотиваций. Три уровня мотивации: сознательный, бессознательный, инстинктивный. Многообразие мотиваций и определение ведущей мотивации (сквозное действие).
Молчание и внутренняя речь как процесс формирования жизненной перспективы в этюде. Внутренние и внешние «зоны» непрерывного внимания в этюде: восприятие, мышление, речь (круги внимания).
Партнер в этюде как «предлагаемое обстоятельство» – живое восприятие партнера и сиюминутное взаимодействие. Обстоятельства взаимодействия: место действия, отвлеченная тема (музыка, любовь, разлука, встреча, вина и пр.), самочувствие (время),