К программе «Общие основы режиссуры»

Получая и овладевая навыками «работы над собой» на занятиях по «Мастерству актера», учащиеся должны понять принцип театральности не в качестве способа самопрезентации («театральность» в дурном смысле), а как внутренний механизм самоорганизации и самоуправления (самомоделирования). Индивидуальная и коллективная самоорганизация (принцип самодеятельности) находят свое развитие на занятиях по «общим основам режиссуры».

Основы режиссуры как навыки управления собой и другими проявляются не только в качестве умений сценического существования, но как жизненно важное и необходимое свойство человека. Умение поддержать и развить творческую инициативу, умение организовать репетиционно-творческий процесс, понимание методической направленности всех заданий по мастерству актера, осознание таких основополагающих составных как сверхзадача, сквозное действие, событие – все это и многое другое обязан знать каждый учащийся, не смотря на то, что он по природе своей «исполнитель».

С самого начала обучения, у учащихся должно складываться отношение ко всему процессу обучения как к единой «коммуникативной системе» или «живому организму» творческого процесса.

Так же как на занятиях по мастерству актера, элементы режиссерской техники и специфические выразительные средства постановочного искусства рассматриваются теоретически и воплощаются практически в упражнениях и этюдах.

Атмосфера, темпоритм, мизансцена, композиция, жанр, способы организации действия, способы общения со зрительным залом, режиссерские постановочные приемы, сценографический образ, музыкально-звуковой образ, образное решение целого – метафора, аллегория, гипербола, символ, ассоциация и т. д. – все эти компоненты находят свое отражение в режиссерских работах студентов, следовательно, одной из наиболее важных проблем первого года обучения является постижение студентами диалектического единства образа и идеи в театральном искусстве.

Решению этих задач служит система режиссерских упражнений:

1. Упражнения на развитие режиссерской наблюдательности.

2. Упражнения на развитие навыков организации сценической атмосферы.

3. Упражнения на развитие навыков создания пластического образа.

4. Упражнения на развитие навыков отбора типичного.

5. Упражнения на развитие навыков выявления жанра.

6. Упражнения на развитие творческой фантазии и воображения.

7. Упражнения на развитие навыков композиционных построений.

8. Этюды на «наблюдение».

9. Этюды на образную выразительность (метафора, аллегория, символ и т. д.).

10. Этюды на материале живописи, музыки, литературы.

Таким образом, теоретически рассматривается и практически воплощается общий комплекс режиссерской техники и выразительных средств как способ изложения сценической истории.

Занятия по курсу «Общие основы режиссуры» должны максимально выявить и развить творческую инициативу, действенную фантазию, наблюдательность, образное мышление, художественный вкус и чувство меры, организаторские способности.

Особое внимание требуется обратить на работу по практическому воплощению замысла инсценировки. В работе над инсценировкой воспитывается литературный вкус, умение перевести произведения иных художественных структур на язык театра, обостряется ощущение событийно–действенной природы драматического искусства, чуткость по отношению к автору и театральным выразительным средствам.

Умение создать инсценировку, переложить произведение прозы или поэзии на сценический язык – существенная и необходимая часть обучения.

Важным этапом работы является умение распределять роли, мотивировать назначение исполнителя в зависимости от реальных и потенциальных возможностей творческой индивидуальности актера. Распределение ролей в самостоятельных работах обсуждается и анализируется на занятиях.

При подготовке самостоятельных работ проводятся постоянные консультации с педагогом. Цель этих консультаций состоит в том, чтобы учащийся помнил о главном принципе работы над отрывками из пьесы: идти от целого к частному. От идеи всего произведения – к идее инсценировки. От образного «зерна» всего произведения – к образности сочиненной инсценировки. В инсценировке должна звучать главная мысль автора, прочитываться художественный образ, жанр и стиль автора.

Режиссерская трактовка прозаического произведения, находя выражение в группировке событий, в композиции, вызывает к жизни тот или иной сценический прием. Тяга к педантичной жизненной достоверности или образному воссозданию каждого из мест действия, отдельного эпизода, у начинающего «режиссера» должна быть заменена стремлением к образной характеристике целого, созданию определенной пространственной среды. И те возможности, которые заключены в подобного рода решениях студенческих работ, во многом предопределят в дальнейшем понимание и умение студентов передать и воплотить целый ряд художественных особенностей, присущих тому или иному литературному материалу.

В работе с «актером» «режиссеру» следует ориентироваться на высказывание А.М. Лобанова: «Режиссеру надлежит разбудить духовный мир актера, добиться от актера «встречного творческого плана», ибо только в результате взаимодействия творческих планов режиссера и актера рождается подлинно художественное произведение. Режиссер является воспитателем и психологом, который призван не только взволновать актера, но и разбудить в нем способность творить самостоятельно.

Предмет «Общие основы режиссуры» необходим также на том основании, что различные художественно авторские концепции, системы, программы мировой режиссуры служат материалом для создания и разработки технологических моделей творческой педагогики (политехнический принцип).