Третий этап.

Материалом для работы на данном этапе служат этюды на литературной основе и общая курсовая работа по прозаическому произведению под руководством педагогов.

Педагоги направляют внимание учащегося на изучение образного строя и особенностей художественного языка автора, продолжая осваивать задачи предыдущего этапа: взаимодействие с партнером, словесное действие. Логика поступков и линия поведения исполнителя в этюдах обуславливается суммой представлений и суммой отношений, вторым планом и внутренним монологом.

Особое внимание уделяется проблеме слова в этюде. Текст возникает только как необходимое средство воздействия на партнера. Следует строго отбирать словесный материал и ограничивать его подлинной необходимостью. «В жизни всегда говорят то, что хочется сказать ради какой-то цели, задачи, необходимости, ради подлинного, продуктивного и целесообразного действия» (К.С. Станиславский)

Необходимо научить пониманию точного соответствия слова и действия, необходимости и целесообразности речи. При этом надо помочь выявить точную природу конфликта, развить способности к эмоциональному мышлению в предлагаемых обстоятельствах и к импровизационному поведению.

Импровизация на этом этапе обучения служит так же педагогическим рычагом пробуждения творческой активности, эмоциональной возбудимости.

Тренировка живого и непосредственного восприятия является главной задачей каждого этапа процесса творческого воспитания. Сохранения в методике обучения сценического этюда, как упражнения на чувственное восприятие, делает естественным переход к авторскому материалу.

Сущность и цель этюда как упражнения для развития и совершенствования актерской техники – «свобода выбора», которая ставит перед учащимся безусловное препятствие, преодоление которого заставляет его сейчас и сию минуту решать практически конкретную жизненную проблему, делает его «живым» на сценической площадке.

Первый этап подхода к «роли» заключается именно в этом моменте наиболее полного «отражения» в человеческом сознании действующих в данное время на органы чувств предметов и явлений материального мира, включающего и себя понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта. Так определяет понятие «восприятие» Словарь русского языка.

Направление работы по освоению действенного анализа пьесы и роли на данном этапе построено на наиболее полном и интересном раскрытии творческой индивидуальности. Его неподдельная и подлинная искренность, проявленная в этюдах по мотивам литературного материала, позволяет педагогу глубже понять человеческую сущность, дает возможность для дальнейшей тренировки фантазии и воображения художника.

Труднейшей и долгожданной вершиной «Мастерства актера» является «работа актера над образом». Здесь в полной мере проявляется и проверяется навык и умение «работы над собой» – над своим художественно-творческим воображением и фантазией. Ведь именно они и при помощи их создается «роман жизни» героев: прошлое, настоящее, будущее; предлагаемые обстоятельства; структура личности героя; сумма представлений и сумма отношений героя.

Умение управлять своим воображением и фантазией проявляется в организации единого «периода воображения»: линия мысли; линия действия (акциональная цепочка); линия чувств; позиция в конфликте.

Художественно-сценическое воплощение образа, его интерпретация осуществляется через процесс отбора элементов внутренней и внешней характерности, построение перспективы роли, второго плана, нахождение «зерна» роли и ее сверхзадачи.