Работа акварельными красками

Рисунок 339.

Окружающие нас предметы имеют свой, присущий им цвет, который зависит от их способности пропускать, отражать или поглощать световые лучи.

Солнечный луч, пройдя через стеклянную призму, разлагается на семь основных цветов солнечного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Указанные цвета относятся к хроматическим в отличие от ахроматических — белого, серого различных тонов и черного. Серый цвет можно получить, если смешивать некоторые хроматические цвета, например красный и зеленый или синий и оранжевый.

Цвета, которые при смешивании дают серый цвет, называются дополнительными. Если дополнительные цвета на рисунке граничат друг с другом, то зрительно их цвет воспринимается ярче. Это явление называется цветовым контрастом.

Если смешивать основные цвета, то получается новый хроматический цвет. Например, при смешивании красного и желтого цветов получается оранжевый цвет, а при смешивании желтого и синего — зеленый.

В рисовании за основные принимают три цвета: красный, желтый и синий. Остальные цвета получаются в результате по парного смешивания основных. Красный, желтый и оранжевый цвета относятся к теплым, голубой и синий — к холодным тонам. Каждый цвет может иметь ряд оттенков, называемых цветовым тоном.

Хроматические цвета различают также по насыщенности, степень которой зависит от примеси ахроматического цвета. Наиболее насыщенными будут цвета солнечного спектра, менее насыщенные цвета относятся к нейтральным.

Присущий предмету цвет при естественном дневном освещении называется локальным. Так как на цвет предмета влияют различные факторы: тип источника света, его расположение относительно предмета, цветовой рефлекс (свет, отраженный от других предметов), то цвет предмета приобретает различные оттенки, отличные от локального цвета.

Окраску предметов на рисунках передают с помощью красок, которые состоят из пигмента (красящего вещества) и связующего.

В зависимости от связующего вещества краски могут быть масляными, клеевыми и др. В качестве связующего в акварельных красках используют клей, мед и другие вещества.

Разводят акварельные краски водой.

Для работы акварелью применяют мягкие колонковые, хорьковые или беличьи кисти разных размеров. Номер кисти зависит от ее размера. Самая толстая кисть имеет № 24, а самая тонкая — № 0. Практически для работы рекомендуется иметь одну — две кисти № 14—18 и одну — две №6 — 8. При смачивании водой все волоски кисти, независимо от ее величины, должны собираться в одно острие. Кисти требуют ухода: их не следует надолго оставлять в воде, а после работы их необходимо вымыть и протереть чистой тряпкой.

Хранить кисти рекомендуется в сухом месте, в металлическом пенале. При этом нужно следить за тем, чтобы концы кистей не сминались, были выпрямлены, чтобы на кисти не попадали пыль или жир.

Акварельные рисунки, встречающиеся в практике техника-строителя, выполняются часто приемом, называемым отмывкой.

Бумагу для акварельного рисунка нужно наклеить на картон или натянуть на подрамник.

Сначала карандашом намечают тонкими линиями контуры предмета (по правилам, изложенным выше). Затем лишние линии убирают мягкой резинкой (чтобы не поцарапать бумагу) и рисунок промывают чистой водой большой кистью или ватным тампоном для удаления с бумаги жира, попавшего на нее с рук (акварельная краска плохо ложится на бумагу, имеющую жировые пятна). После этого можно приступить к отмывке, которую делают слабым одноцветным раствором акварельной краски.

Для отмывки обычно используют краски теплых нейтральных тонов (марс коричневый, умбра жженая, сепия) или черного цвета (жженая кость, ламповая копоть, нейтральтин и т. п.). Перед употреблением раствор краски нужно профильтровать. При отмывке бумага, на которую наносится краска, должна иметь уклон 20—30°. Краску кистью перемещают сверху вниз (рис. 339, а) с таким расчетом, чтобы нижняя граница не успевала высыхать (снизу должен быть натек).

После того как краска будет нанесена на всю окрашиваемую поверхность, остаток раствора собирают сухой (отжатой) кистью (рис. 339,6).

Отмывку выполняют в такой последовательности. Сначала покрывают слабым тоном весь рисунок, за исключением самого светлого места — бликов. После того как высохнет краска, вторично покрывают те места, где требуется более густой тон, и т. д. до получения в соответствующих местах рисунка необходимого тона. При изображении криволинейных поверхностей (цилиндра, конуса и т. п.) рекомендуется перед отмывкой разбить поверхность на ряд полос в соответствии с градацией силы тени.

Цилиндр разбивают на прямоугольные полосы, конус — на треугольные, сферы — на ряд кольцевых полос (см. рис. 335, г и д).

Рисунок 335.

Более плавного перехода от светлого тона к темному можно добиться путем размывки. Для этого отмывку .начинают с чистой воды или очень слабого раствора краски, а затем постепенно сгущают раствор или, наоборот, с темного тона, постепенно добавляя к краске воду.

Чтобы переход от светлого тона к темному был плавным, размывку повторяют несколько раз, давая каждый раз подсохнуть нижележащему слою.

При повторных покрытиях, чтобы не размыть нижний слой краски, не следует несколько раз водить кистью по одному и тому же месту.

Работу акварельными красками нужно начинать с простейших упражнений, позволяющих приобрести навыки в обращении с кистью, нанесении краски на бумагу, смешения красок для получения нужного тона. Только после этого можно приступить к отмывке рисунков одноцветной краской и к работе многоцветной акварелью.