Класс (35 ч)

Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Музыка в жизни, жизнь в музыке (6 ч) Содержание музыкального искусства — система общечеловеческих ценностей, раскрывающих «психику общественного человека» (Л.С. Выготский), его духовный мир. Музыкальное искусство — знаковая система особого рода, имеющая специфический эмоционально-интонационный язык, процессуальность, образные и временные характеристики. Предназначение музыки — выражать ценностное отношение человека к миру и к самому себе с эстетических позиций. Преобразующее воздействие музыкального искусства на чувства и мысли человека, на жизнь в целом Воспринимать содержание музыкального искусства как «хранилище» духовного опыта целых поколений. Понимать характерные особенности музыкального языка, его интонационно-образную природу. Выявлять специфические черты развития музыки в единстве содержания и формы музыкального «высказывания». Размышлять о роли музыки в жизни человека и общества. Приводить примеры преобразующего воздействия музыкального искусства на отдельного человека и целые поколения людей. Находить в произведении и объяснять моменты изменения смысла интонации при неизменности её звуко-высотности
Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней (14 ч) Восприятие музыки — диалектическое единство умения слышать музыку и размышлять о ней. Зависимость личностного восприятия музыки (понимания музыкальных сочинений) от степени проникновения в суть деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Комплекс эмоций, возникающих в процессе восприятия музыки: 1) отражающие композиторскую оценку явлений жизни; 2) вызываемые у слушателя, реагирующего на звучание и исполнительскую трактовку музыкального произведения; «рефлексивные»; 3) возникающие во время аналитической деятельности слушателя. Яркие и ёмкие музыкальные образы, определяющие эмоционально-чувственную составляющую восприятия: усвоено может быть лишь то, что пережито. Ассоциативно-смысловое восприятие содержания музыкальной интервалики (консонансы, диссонансы, мелодическое и гармоническое их расположение, различные сочетания звукокомплексов и т. д.) Воспринимать музыкальные произведения в единстве умения слышать музыку и размышлять о ней. Понимать зависимость собственного восприятия музыки от степени проникновения в композиторский замысел, исполнительскую трактовку. Оценивать собственный эмоциональный отклик и переживание музыки. Понимать механизм воздействия искусства на человека. Анализировать музыкальные сочинения с точки зрения ассоциативно-смыслового содержания. Исполнять музыку, передавая её художественный смысл, воплощать свою собственную трактовку. Сочинять музыкальные темы, используя музыкальную интервалику, различные звукокомплексы. Принимать участие в коллективной инструментальной и хоровой деятельности, проявлять навыки исполнительского опыта
Законы художественного творчества (15 ч) Понимание сущности взаимоотношений музыкальной и духовной культуры. Роль преобразующего воздействия музыки на человека. Художественно-творческий процесс как непрерывное движение в сфере нравственных понятий, идеалов, образов в их взаимодействии и взаимопроникновении. Философское осмысление значения тире между датами: обозначение начала и окончания эпох, исторических периодов и событий, пути великих людей от рождения до смерти. Произведение искусства — документ эпохи. Возможность определить характерные черты эпохи, изучив личность композитора и его творчество. Роль музыкальных произведений и творческих биографий композиторов в приобщении к мировой культуре. Категории «возвышенное» и «низменное», их нравственно-эстетические смыслы и диалектика взаимодействия. Выявление логики развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества. Моделирование художественно-творческого процесса как принцип раскрытия природы искусства и природы художественного творчества в целом. Опережающее отражение — механизм предвидения развития художественной идеи и средств её выражения Понимать сущность взаимосвязи музыкальной и духовной культуры. Размышлять о содержании музыки в движении от художественной идеи к средствам её раскрытия. Выявлять логику развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества. Приводить примеры из творческих биографий композиторов, в произведениях которых запечатлены черты эпохи. Исполнять основной тематический материал фрагментов крупных музыкальных форм. Сочинять отдельные интонации, выражающие эмоциональные оценки конкретных фактов окружающего мира. Сочинять законченные интонационные конструкции для выражения диалектической сущности жизненных явлений и процессов (конфликт оценок)