Металлизация и заземление (описание и работа)
Металлизация обеспечивает электрическое соединение элементов конструкции самолета и установленного на нем оборудования для приведения их к одному электрическому потенциалу.
Заземление обеспечивает снятие с самолета на земле электростатического заряда.
Металлизация и заземление позволяют:
- использовать корпус самолета в качестве нулевого провода - для системы электроснабжения переменным трехфазным током с выведенной нейтралью или второго провода – для однопроводных систем электроснабжения переменного и постоянного тока;
- снизить помехи радиоприему;
- предотвратить накопление электростатического заряда на различных элементах конструкции и оборудовании самолета;
- уменьшить последствия поражения самолета разрядами атмосферного электричества;
- снять на земле с корпуса самолета электростатический заряд.
Металлизации подвергнуты металлические части конструкции самолета, его оборудование площадью наружной поверхности более 0,2 м2 или длиной более 0,5 метра и конструкции, размещенные на внешней поверхности самолета, имеющие линейные размеры более 0,1 метр, а также трубопроводы, агрегаты авиационного, радиоэлектронного и другого оборудования, экранирующие поверхности проводов и устройств и т.д.
Для уменьшения сопротивления и повышения надежности узла металлизации применены материалы, стойкие к механическим и климатическим воздействиям, а контактные поверхности, имеющие защитное покрытие, зачищены и обезжирены непосредственно перед металлизацией. Металлизации защищены лакокрасочным покрытием.
Допустимые величины переходных сопротивлений приведены в таблице 513.
Таблица 13
Наименование элементов, металлизируемых с корпусом | Переходные сопротивления мкОм (не более) | |
Контакта | Узла металлизации | |
Элементы конструкции, экраны проводов, трубопроводов | ||
Блоки оборудования | ||
Подвижные элементы конструкции и амортизированные агрегаты | – |
Для снятия электрического заряда при пробеге, рулении и на стоянке предусмотрены съемники зарядов, установленные на стойках основных опор шасси и представляющие собой отрезок стального облуженного троса с распущенным концом, который соприкасается с поверхностью аэродрома. Съемники соединены с корпусом самолета, в результате чего обеспечивается снятие с самолета электростатического заряда.
Для снятия электростатического заряда при стоянке самолета используется трос заземления, установленный между шпангоутами 17 и 18 правого обтекателя шасси. Трос, длина которого 4 метра, обеспечивает соединение корпуса самолета с землей. Для этой цели штырь заземления, которым оканчивается трос, вставляется в землю.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ СИСТЕМАМИ
Система электроснабжения взаимодействует со всеми бортовыми системами и всем бортовым оборудованием, работа которых зависит от подачи на них того или иного вида электроэнергии или их сочетания, а именно:
- переменного трёхфазного тока напряжением 115/200 В переменной частоты;
- переменного трёхфазного тока напряжением 115/200 В постоянной частоты;
- постоянного тока напряжением 27 В.
Система электроснабжения выдаёт в бортовой регистратор следующие сигналы:
- "ГЕНЕРАТОР ЛЕВЫЙ ОТКЛЮЧЕН";
- "ГЕНЕРАТОР ПРАВЫЙ ОТКЛЮЧЕН";
- "ПИТАНИЕ БОРТСЕТИ ОТ АККУМУЛЯТОРОВ".
особенности эксплуатации на земле, в полете,
в особых случаях