Металлизация и заземление (описание и работа)

Металлизация обеспечивает электрическое соединение элементов конструкции самолета и установленного на нем оборудования для приведения их к одному электрическому потенциалу.

Заземление обеспечивает снятие с самолета на земле электростатического заряда.

Металлизация и заземление позволяют:

- использовать корпус самолета в качестве нулевого провода - для системы электроснабжения переменным трехфазным током с выведенной нейтралью или второго провода – для однопроводных систем электроснабжения переменного и постоянного тока;

- снизить помехи радиоприему;

- предотвратить накопление электростатического заряда на различных элементах конструкции и оборудовании самолета;

- уменьшить последствия поражения самолета разрядами атмосферного электричества;

- снять на земле с корпуса самолета электростатический заряд.

Металлизации подвергнуты металлические части конструкции самолета, его оборудование площадью наружной поверхности более 0,2 м2 или длиной более 0,5 метра и конструкции, размещенные на внешней поверхности самолета, имеющие линейные размеры более 0,1 метр, а также трубопроводы, агрегаты авиационного, радиоэлектронного и другого оборудования, экранирующие поверхности проводов и устройств и т.д.

Для уменьшения сопротивления и повышения надежности узла металлизации применены материалы, стойкие к механическим и климатическим воздействиям, а контактные поверхности, имеющие защитное покрытие, зачищены и обезжирены непосредственно перед металлизацией. Металлизации защищены лакокрасочным покрытием.

Допустимые величины переходных сопротивлений приведены в таблице 513.

Таблица 13

Наименование элементов, металлизируемых с корпусом Переходные сопротивления мкОм (не более)
Контакта Узла металлизации
Элементы конструкции, экраны проводов, трубопроводов
Блоки оборудования
Подвижные элементы конструкции и амортизированные агрегаты

 

Для снятия электрического заряда при пробеге, рулении и на стоянке предусмотрены съемники зарядов, установленные на стойках основных опор шасси и представляющие собой отрезок стального облуженного троса с распущенным концом, который соприкасается с поверхностью аэродрома. Съемники соединены с корпусом самолета, в результате чего обеспечивается снятие с самолета электростатического заряда.

Для снятия электростатического заряда при стоянке самолета используется трос заземления, установленный между шпангоутами 17 и 18 правого обтекателя шасси. Трос, длина которого 4 метра, обеспечивает соединение корпуса самолета с землей. Для этой цели штырь заземления, которым оканчивается трос, вставляется в землю.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ СИСТЕМАМИ

Система электроснабжения взаимодействует со всеми бортовыми системами и всем бортовым оборудованием, работа которых зависит от подачи на них того или иного вида электроэнергии или их сочетания, а именно:

- переменного трёхфазного тока напряжением 115/200 В переменной частоты;

- переменного трёхфазного тока напряжением 115/200 В постоянной частоты;

- постоянного тока напряжением 27 В.

Система электроснабжения выдаёт в бортовой регистратор следующие сигналы:

- "ГЕНЕРАТОР ЛЕВЫЙ ОТКЛЮЧЕН";

- "ГЕНЕРАТОР ПРАВЫЙ ОТКЛЮЧЕН";

- "ПИТАНИЕ БОРТСЕТИ ОТ АККУМУЛЯТОРОВ".

 

особенности эксплуатации на земле, в полете,
в особых случаях