Регулирование РЦБ.

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование может быть: а)государственными; б)саморегулированным(СРО).

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

-эмитента при выпуске государственных ценных бумаг
-инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий
-профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов
-регулятора при написании законодательства и подзаконных актов
-верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

· государственные и иные нормативные акты

· государственные органы регулирования и контроля.

 

Государственная Дума издаётзаконы, которые регулируют рынок ценных бумаг.

Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие РЦБ в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы.

Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня: Министерство финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по антимонопольной политике.

Минфин РФ – министерство в составе Правительства – регистрирует выпуски ц. б. корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ц. б., осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

ЦБ РФ– федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев) , контролирует экспорт и импорт капитала.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС). В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и рядом нормативных актов в области ценных бумаг ФАС осуществляет:

- согласование крупнейших выпусков ценных бумаг;

- определение порядка признания юридических лиц контролирующими друг друга, согласование приобретения 35% или более акций одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров;

- согласование создания холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, определение пакета акций как контрольного;

- согласование создания акционерных обществ путем добровольных объединений государственных предприятий;

- согласование создания финансово-промышленных групп;

- контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг, обеспечивая добросовестную конкуренцию и защиту прав потребителей на получение достоверной информации, приостановление лицензий на право операций с ценными бумагами по результатам контроля;

- регулирование обращения товарных, фьючерсных и опционных контрактов через Комиссию по товарным биржам.

Помимо государственных органов, существуют и СРО(саморегулируемые организации – это объединения профессиональных участников, целью которых является улучщение и контроль за их деятельностью.

 

5. Первичный рынок ценных бумаг.

На первичном рынке ценных бумаг любое лицо, имеющее необходимый для этого юридический статус, может получить как собственный, так и заемный капитал путем эмиссии. Заемный капитал будет получен в результате выпуска облигаций и других долговых бумаг. Но всякую ссуду следует в назначенное время вернуть, а потому ссуда, полученная на фондовом рынке, мало чем отличается от банковского кредита. Однако на этом рынке можно получить не только ссуду, но и капитал, который вообще не надо возвращать. Условием получения такого капитала является приобретение коммерческой структурой статуса акционерного общества и выпуск акций, т. е. эмиссия.

 

Функционирование первичного рынка ценных бумаг определено законом. Так процедура эмиссии ценных бумаг регулируется национальным законодательством и включает ряд обязательных этапов. Основными этапами эмиссии являются:

  • принятие решения о выпуске бумаг,
  • подготовка проспекта эмиссии,
  • регистрация проспекта эмиссии в государственном органе,
  • регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг,
  • размещение ценных бумаг.

Эмитент и гаранты выпуска (если таковые имеются), а также инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу на первичном рынке ценных бумаг первым владельцам, обязаны обеспечить каждому покупателю возможность ознакомления с условиями продажи и проспектом эмиссии до момента покупки данных бумаг. Поэтому публикация проспекта эмиссии является обязательной.

Эмитент и инвестиционные институты, производящие продажу акций первым владельцам, обязаны также обеспечить всем им равные ценовые условия приобретения (цена акций одного выпуска в этом случае должна быть одинаковой).

Регистрация выпуска ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг осуществляется под жестким контролем со стороны государственных органов. Все выпуски государственных ценных бумаг должны пройти регистрацию в Министерстве финансов РФ и получить государственный регистрационный номер. Выпуски ценных бумаг регистрируются в Банке России. Выпуски небанковских ценных бумаг с сентября 2013 года должны регистрироваться в Банке России.

Министерство финансов вправе объявить выпуски ценных бумаг несостоявшимися, приостановить их, отказать в регистрации в случаях, когда эмитенты или инвестиционные компании, производящие продажу ценных бумаг, указывают в проспектах эмиссии недостоверные сведения либо сведения, нуждающиеся в разъяснениях, а также нарушают в процессе выпуска требования действующего законодательства.

Ограничения государственной регистрации выпуска касаются не только акций, но и других видов ценных бумаг, прежде всего облигаций. Так, по действующему российскому законодательству выпуск облигаций не проходит государственную регистрацию в следующих случаях:

  • до полной оплаты уставного капитала организации-эмитента;
  • до регистрации отчета об итогах зарегистрированного ранее выпуска облигаций той же серии;
  • до регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков акций и внесения соответствующих изменений в устав акционерного общества-эмитента;
  • если сумма номинальных стоимостей выпускаемых облигаций в совокупности с суммой номинальных стоимостей всех непогашенных облигаций эмитента превышает размер его уставного капитала или величину обеспечения, предоставленного ему третьими лицами.

Размещение эмиссии. Размещение на первичном рынке ценных бумаг может происходить в форме распределения, подписки либо конвертации. При распределении речь идет о распределении дополнительных акций акционерного общества среди его акционеров. При конвертации эмитированные ценные бумаги обмениваются на ранее выпущенные облигации либо на акции с большей или меньшей номинальной стоимостью.

Рыночное размещение выпущенных ценных бумаг происходит в основном по подписке, два других способа практически не дают возможности изменить состав держателей ценных бумаг компании. Среди акций, размещаемых путем подписки, выделяют акции компаний, которые уже присутствуют на рынке, и первые открытые подписки на акции. Во втором случае речь идет о превращении закрытой компании в открытую и о привлечении внешних, «посторонних» акционеров. Это характерно практически для всех акционерных обществ, достигших определенной стадии развития и желающих мобилизовать дополнительный капитал.

 

 

6.Понятие рейтинга, информационное обеспечение рынка ценных бумаг.

Рейтинг — это мнение эксперта о показателях рынка относительно вероятности изменения цен, уровня дивидендов, оплаты основной суммы долга и процента по ценной бумаге, т.е. рейтинг — это точка зрения эксперта на качество той или иной фондовой ценности. Создание рейтинговых оценок один из способов охарактеризовать рынок.

Рейтинг не конкретная рекомендация по покупке или продаже ценных бумаг, это лишь информация, которую могут использовать инвесторы в качестве критериев, осуществляя операции с ценными бумагами. Цивилизованный рынок ценных бумаг вынуждает эмитента обратиться с заказом в рейтинговые агентства, уплатив определенную сумму для того, чтобы специалисты-аналитики проверили качество ценной бумаги и дали ей рейтинговую оценку. Таким образом, на фондовом рынке долговые обязательства, прошедшие процедуру рейтинга, обеспечивают доступ к получению заемных средств. Цена займа для эмитента определяется категорией присвоенной рейтинговым агентством.

 

Информационная инфраструктура рынка ценных бумаг – это система сбора, ведения и поставки информации о рынке ценных бумаг для его профессиональных участников, эмитентов, инвесторов; представляет собой совокупность центров обработки и анализа информации, каналов информационного обмена и коммуникаций, линий связи, систем и средств защиты информации и т.д.

Сегментами информационной инфраструктуры являются:

– биржевая, финансовая и специализированная пресса, средства массовой информации, имеющие разделы, характеризующие состояние финансового рынка;

– специализированные издательства;

– глобальная сеть Интернет;

– подсистемы финансового рынка международных и российских информационных систем: Reuters, Bloomberg, Tenfore, Telerate, AK & M;

– специализированные базы данных о рынке ценных бумаг, системы их ведения и поставки сообщений;

– правительственные издания и статистическая отчетность, публикуемые Центральным банком РФ, органами надзора за рынком ценных бумаг, международная отчетность;

– данные рейтинговых агентств (рейтинговые системы оценки рисков и т.д.);

– публикация проспектов ценных бумаг, отчетов о результатах первичного размещения ценных бумаг, финансовой отчетности и другой информации об эмитентах, выпусках и обращении ценных бумаг;

– текущая информация фондовых бирж и организованных внебиржевых систем торговли ценными бумагами, внутри- и прибиржевые системы ее распространения (информационно-дилинговые системы, информационные сети);

– фондовые индексы и системы их поддержки и дистрибьютирования данных о динамике индексов;

– оценочные и прогнозные материалы, распространяемые инвестиционными консультантами среди клиентов;

– оценочные и прогнозные материалы аналитических отделов крупных банков и компаний по ценным бумагам, включая издаваемые на периодической основе аналитические отчеты;

– система показателей, характеризующих состояние рынка ценных бумаг;

– слухи, мнения, оценки, неформальная информация.

Информационная инфраструктура обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг, снижение финансовых рисков при принятии инвестиционных решений. От качества информационной инфраструктуры – оперативности и достоверности получаемой информации, возможности получать ее напрямую – зависит функционирование рынка ценных бумаг. Раскрывать информацию о себе, о собственных ценных бумагах, а также об операциях с ценными бумагами в определенных законом случаях должны эмитенты ценных бумаг, инвесторы на рынке ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Российский рынок ценных бумаг с начала своего существования характеризовался наличием дефицита достоверной информации об эмитентах и других участниках фондового рынка. Это связано с тем, что процесс становления предприятий на путь информационной открытости проходил сложно и, как правило, продолжался до тех пор, пока в акционерном обществе не определялся владелец. На первых этапах приватизации руководство предприятий пыталось защитить себя от скупки нежелательным инвестором путем закрытия доступа к любой информации о своей деятельности. Но эти меры не могли привести к желаемому результату. Заинтересованные лица любыми способами получали необходимые им сведения. Нередко информация носила искаженный характер, и ее использование приводило к нежелательным последствиям.

 

 

 

7.Аукционы государственных ценных бумаг.

В настоящее время практически все участвуют в биржевой и внебиржевой торговле государственными ценными бумагами. В разных странах практика биржевой торговли этими бумагами имеет свои особенности. В системе торгов осуществляются сделки купли-продажи облигаций, исполняемые как в день их заключения, так и в отличный от него день, сделки РЕПО, а также иные операции с облигациями, выпускаемыми государственными органами различных стран.

Система торгов обеспечивает всем участникам равные возможности по проведению операций с облигациями, а также получению отчетных документов по таким сделкам. При этом моментом заключения участником сделки с облигациями в системе торгов является момент ее регистрации системой.

Как в России, так и в Германии аукционы по размещению облигаций и торги облигациями после их размещения на аукционах (так называемые вторичные торги) проводятся в системе торгов.

Для проведения операций с облигациями в системе торгов участнику необходимо заключить:

  • с Банком России (для российских бирж) — договор о выполнении функций дилера (первичного дилера) на рынке облигаций;
  • с расчетными центрами биржи — договоры (дополнительные соглашения к договорам) о ведении торговых счетов;
  • с депозитарием — договоры (дополнительные соглашения к договорам) об обслуживании в депозитарии;
  • с техническими центрами биржи — договоры об обеспечении технического доступа к системе торгов;
  • с самой биржей — договор об участии в системе электронных торгов по сделкам с государственными ценными бумагами.

Также участник торгов должен предоставить на биржу оригинал и заверенную копию доверенности, оформленной в соответствии с требованиями страны и биржи.

От имени участника операции с облигациями в системе торгов осуществляют трейдеры, имеющие идентификационные коды в данной системе торгов. Участник обязан представить на биржу доверенности на своих трейдеров с указанием доступных им торговых идентификационных кодов участника, а также при необходимости доверенности на своих наблюдателей, аналитиков и пользователей, самостоятельно контролировать сроки действия этих доверенностей, своевременно отзывать с биржи доверенности при утрате указанными лицами своих полномочий.

По результатам операций участника с облигациями в системе торгов осуществляется подготовка отчетных документов. Для получения отчетных документов участник обязан представить на биржу доверенности на физических лиц, уполномоченных от его имени получать отчетные документы.

Рассылка отчетных документов осуществляется в соответствии с торговым идентификационным кодом участника, использовавшимся при проведении операций в системе торгов, результаты которых включены в соответствующие отчетные документы.

Биржевая информация и отчетные документы по результатам операций с облигациями (выписки из реестров и протоколов, а также уведомления) предоставляются всем участникам либо в виде документов на бумажных носителях, либо в виде электронных документов. Участник, получающий биржевую информацию и отчетные документы в виде электронных документов, обычно вправе получать их копии в виде документов на бумажных носителях.

 

Список литературы:

a. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

b. 2-е издание «Рынок ценных бумаг» под редакцией В.А.Галанова и А.И.Басова 2006 год;

c. Научно практический и теоретический журнал «Финансы и кредит»;

d. Б.Т.Кузнецов «Рынок ценных бумаг» 2011 год;

e. М.Г.Янукян «Практику по РЦБ» 2011 год;

f. www.cbr.ru

g. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

1.изучение конспекта лекций и учебных изданий по теме 4.2;

2.изучение Федерального закона от 22.04.1996 № 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг» (главы 2-8, 10-13) и Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 20.07.2010 № 10-49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» (раздел 1);

3.составление сравнительной характеристики деятельности брокеров и дилеров;

4.подготовка сообщений «Развитие российского рынка ценных бумаг» (на примере одного из сегментов рынка), «Деятельность саморегулируемых организаций на российском рынке ценных бумаг» (на примере одной из организаций).