В МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

(Лекция – 2 час., практическое занятие – 2 часа)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Подходы к характеристике понятия «микросоциальная среда». Причины разнообразия подходов к определению понятия «микросоциальная среда».

2. Особенности работы в микросоциальной среде. Функции микросоциальной среды.

3. Принципы работы в микросоциальной среде.

4. Модели работы в микросоциальной среде.

5. Роли социального работника в микросоциальной среде. Требования к профессиональной компетенции социального работника.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Формы социального посредничества.

2. Социальное взаимодействие и межинституциональные связи.

3. Диагностика социальных проблем в социуме.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Составьте словарь основных понятий темы.

2. Сформулируйте правила реализации принципов работы в микросоциальной среде.

3. Используя таблицу «Работа в микросоциальной среде по укреплению соседских отношений» (см. в конце плана занятия), разработайте проект оказания содействия малой социальной группе (по выбору). Задание выполняется подгруппой на занятии.

4. Выполняется к занятию (!). Используя методы социального диагностирования, составьте социальную карту местности (по выбору: можно использовать микрорайон учреждения, где проходили практику, микрорайон проживания студента). Выявите участки, территории:

- интенсивно посещаемые гражданами;

- неиспользуемые;

- загрязненные;

- социальной напряженности;

- криминогенные;

- социально значимые. Выделенные объекты обосновать.

РЕФЕРАТЫ:

1. Социальное планирование и организация в общине.

2. Особенности работы в микросоциальной среде.

3. Социальная работа в микрорайоне.

4. Теория общины. Многообразие подходов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: бедность, микросоциальная среда, модель локальных действий, модель социального планирования, модель социальных акций, муниципалитет, оценка, плюралистическая теория, радикальная теория, социальная роль, социальные теории, стратегия, феминистская теория, самоуправление, социальный контроль, стратегия, сеть поддержки.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте определение понятиям «микросоциальная среда», «община», «коммьюнити».

2. Существуют ли различия между социальной работой в группе и работой в микросоциальной среде?

3. Перечислите основные роли социального работника в микросоциальной среде.

4. Выделите основные модели работы в микросоциальной среде.

5. Какие технологические модели работы в микросоциальной среде помогают активизировать население на решение их проблем?

6. Как вы думаете, насколько актуальны модели работы в микросоциальной среде сегодня применительно к вашему месту жительства?

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Основы социальной работы : учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1997.

2. Пэйн, М. Социальная работа: современная теория : учебное пособие / Малькольм Пэйн; под ред. Дж. Камплинга ; пер. с англ. О. В. Бойко (гл. 1 – 11) и Б. Н. Мотенко (гл. 12 – 14) ; науч. ред. русс. текста докт. филос. наук, проф. И. В. Наместникова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с. Глава 10.

3. Социальная работа : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В. И. Курбатова. – М. : ВЛАДОС, 2000.

4. Фирсов, М. В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – Тема 7.

5. Фирсов, М. В., Студенова, Е. Г. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2007. – Тема 18.

 


Таблица Работа в микросоциальной среде по укреплению соседских отношений

(по Хендерсону и Томасу, 2002)[i] (см.: Пэйн М. Социальная работа: современная теория, с.260 – 261)

Стадия Практическая цель Практический подход
Вхождение в микросоциальную среду Продумывание вариантов вхождения Ориентировка и сбор информации; определение целей и ролей социального работника по отношению к микросоциальной среде; планирование подхода и анализ проблемных ситуаций микросоциальной среды
Обсуждение вариантов вступления в контакт с соседями Установление взаимоотношений с существующими группами; определение ролей и установление необходимых отношений с другими службами; определение и обсуждение функций службы, выполняющей основную роль
Анализ отношений между соседями Определение цели сбора данных Обоснование и планирование сбора данных
Исходные условия Изучение истории, окружения, жителей, организаций, общения, властных отношений и лидерства
Сбор данных Обозначение границ местной территориальной среды; изучение территории; использование анкет, неформальной дискуссии, наблюдения, письменных источников (местных газет), предметов местной истории, документации службы
Анализ, интерпретация и запись данных Использование различных видов записей при анализе и обработке полученных данных
Определение потребностей, целей и ролей Оценка проблемы Описание, определение причин возникновения и текущего состояния проблемы
Обозначение целей/приоритетов   —
Определение ролевых функций Выбор направлений деятельности: развитие микросоциальной среды, социальное планирование, организация или участие в социальных акциях; определение стадий работы, целей и предпочтений; знание возможностей и ресурсов
Определение областей реализации различных ролей Налаживание отношений с местным населением, укрепление взаимодействия группы с другими группами; обсуждение вопросов работы с группами в агентствах

 

Установление контактов и знакомство людей друг с другом Мотивы Определение возможных мотивов, необходимых для оценки специалиста; обеспечение информации для оценки; мотивирование на поиск различных возможностей, которые повышаются с ростом компетенции специалиста
Процесс установления контакта Подготовительный отбор и установление очередности взаимодействий с людьми; организация места встречи; обдумывание целей, средств общения и информации о себе; установление контакта; вступление, представление себя, согласование целей встречи, анализ общения; по окончании – фиксирование данных, информирование, наблюдение за ситуацией
Способы установления контакта Уличные формы работы (возможно, с использованием видео), зондирование проблем, опросы, обращения, публичные встречи с участием третьих лиц или реальные, естественные события (инициируются работником)
Формирование и развитие организаций Контекст Определение особенностей микросоциальной среды (мотивация, ресурсы, барьеры), а также интересов малых социальных групп
Формирование организаций Проверка выполнимости и необходимости: существующие группы, потенциальное участие, планирование времени, стратегии; поощрение лидерства, поддержка исследования, развитие мотивации участников, обозначение проблемы микросоциальной среды и постановка четких целей; развитие (структура, тактика и стратегия), групповая солидарность; публичные встречи