Вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности

 

При анализе формы 2 лучше прибегнуть к горизонтальному и вертикальному анализу. Горизонтальный анализ подразумевает сравнение каждой статьи с предыдущим периодом. Вертикальный анализ отчетности касается структуры финансовых показателей с выявлением влияния каждой статьи на результат.

Необходимо обратить внимание на следующие моменты: если увеличилась выручка, то увеличение себестоимости реализованных товаров (продукции) – нормально, а вот если увеличение себестоимости реализованных товаров и управленческих расходов произошло на фоне снижения выручки или ее неизменности – это должно насторожить аналитика, так как при сохранении такой тенденции в будущем у компании могут возникнуть проблемы с эффективностью бизнеса.

Таблица 2

Вертикальный и горизонтальный анализ баланса

 

Статьи На 20__ г. На 20__г. Горизонтальный анализ
Тыс. руб. В % к балансу Тыс. руб. В % к балансу Абс.откл., Тыс. руб. В % к балансу
Актив
I. Внеоборотные активы            
Основные средства            
Итого по разделу I            
II. Оборотные активы            
Запасы, в том числе:            
- готовая продукция и товары для перепродажи            
- расходы будущих периодов            
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям            
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)            
Денежные средства            
Итого по разделу II            
Баланс   100,00   100,00    
Пассив
III. Капитал и резервы            
Уставный капитал            
Нераспределенная прибыль            
Итого по разделу III            
IV Долгосрочные обязательства            
V. Краткосрочные обязательства            
Займы и кредиты            
Кредиторская задолженность, в том числе:            
– поставщики и подрядчики            
– задолженность перед персоналом организации            
– задолженность по налогам и сборам            
Итого по разделу V            
Баланс            

Таблица 2

Вертикальный и горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах

  На 20__ г. На 20__г. Горизонтальный анализ
Тыс. руб. В % к балансу Тыс. руб. В % к балансу Тыс. руб. В % к балансу
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)   100,00   100,00    
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг            
Валовая прибыль            
Коммерческие и управленческие расходы            
Прибыль от продаж            
Проценты к уплате            
Прибыль (убыток) до налогообложения            
Налог на прибыль            
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода            

 

Расписывать изменение числовых показателей как в структуре, так и темпов роста, можно по каждой статье представленных форм, но, это не входит в задачи экспресс-анализа финансовой отчетности, поэтому необходимо обратить внимание на наиболее интересные с точки зрения аналитика тенденции.

Таблица 3