Виды и функции социальных институтов. Дисфункция социального института

Социальный институт ( лат. institutum - установление ) - это исторически сложившиеся и закрепленные , относительно устойчивые , самовидновлювани модели поведения людей и формы организации их совместной деятельности в определенной сфере жизнедеятельности общества , призваны удовлетворять те или иные потребности личности , социальных групп , общества в целом.

Понятие « социальный институт » выражает идею организованности , упорядочения общественной жизни. Социальные институты , обеспечивая относительную устойчивость социальных отношений , представляют собой по форме - организационный механизм ( совокупность организаций , специалистов , материальных и информационных средств ) , а по содержанию - функциональный механизм (совокупность социальных норм в конкретной сфере социальных отношений).

Институциализация - процесс возникновения и становления социальных институтов, который заключается в закреплении социальной практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы , принятого порядка .

Каждый социальный институт выполняет специфическую функцию. Основными и наиболее значимыми среди них являются:

Функция регулирования и социального контроля состоит в регулировании с помощью норм и правил поведения , санкционировании действий индивидов в рамках социальных отношений ( обеспечивается выполнение ожидаемых действий и устранения нежелательного поведения ) .

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений , тесно связана с функцией трансляции . Благодаря ей социальный институт транслирует опыт , ценности , нормы и культуры от поколения к поколению.

Интегративная функция - заключается в объединении стремлений , действий , отношений индивидов , социализации новых поколений , что в целом обеспечивает социальную стабильность общества .

Коммуникативная функция - направлена ​​на обеспечение связей , общения, взаимодействия между людьми за счет организации их совместной жизнедеятельности .
Кроме указанных выше социальные институты могут выполнять конкретные экономические , политические , управленческие и другие функции.

О функциях того или иного социального института , как отмечали Э. Дюркгейм и Р. Мертон , судят по тому , какие последствия , реальную пользу имеют для общества взаимодействия людей в рамках социальных институтов . Последствия могут быть преднамеренные , ожидаемые и неожиданные , к которым никто не стремился , не ставил их целью . Соответственно и функции бывают явными и латентными .

Явные (формальные ) функции зафиксированы в нормативных документах , осознанные и принятые людьми , которые имеют отношение к определенному института , подконтрольные обществу. Эти функции очевидны , ожидаемые и необходимые . Они непосредственно связаны с удовлетворением тех или иных потребностей людей и приносят обществу пользу.

Латентные (скрытые ) функции официально не заявлены , но они осуществляются. Существуют последствия , которые никто не мог предположить , к которым никто не стремился и не ставил их целью .

Функция может быть явной для одних и латентной для других. Латентные функции отличаются от дисфункций тем , не наносящих вред обществу . Чаще латентные функции способствуют удовлетворению личных потребностей.

Латентной функцией института образования является , например , так называемая «социальная селекция » , что проявляется в достижении через систему образования ( элитарные престижные вузы , которые дают востребованную квалификацию ) определенного социального статуса , в приобретении дружеских связей. Явная функция проявляется в социализации личности , усвоении базовых ценностей общества , приобретении грамотности и знаний , документа, подтверждающего уровень знаний и профессиональной подготовки.

Последствия деятельности социального института могут привести к дезорганизации и разрушению данной системы , изменения ее структуры ( дисфункций ) .
Среди распространенных дисфункций выделяют:

- Несоответствие института конкретным потребностям общества ( нечеткость институциональной деятельности);

- Размытость , неопределенность функций , вырождение их в символические , не направлено на достижение рациональных целей ;

- Снижение авторитета социального института в обществе ;

- Персонализация деятельности института , которая означает , что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями , меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных людей , их личностных черт . Дисфункциональных институт начинает испытывать различных трудностей : недостаток материальных , финансовых средств , отсутствие хорошо подготовленных высокопрофессиональных кадров , нарастание организационного беспорядка , идеологические и политические разногласия .

Наиболее распространенной является классификация по целям (содержанием задач ) и сферами деятельности. В таком случае выделяют экономические , политические , культурные и воспитательные , социальные комплексы институтов:

- Экономические институты - наиболее устойчивые социальные связи в сфере хозяйственной деятельности , которые подлежат строгой регламентации , - это все макроинституты , обеспечивающих производство и распределение социального богатства и услуг , регулируют денежный оборот , занимаются организацией и разделением труда (промышленность , сельское хозяйство , финансы , торговля ) . Макроинституты удовлетворяют потребности в производстве средств существования ;

- Политические институты (государство , институты государственной и политической власти , политические партии , суд , прокуратура ) - их деятельность связана с установлением , исполнением и поддержкой определенной формы политической власти , сохранением и воспроизведением идеологических ценностей . Они удовлетворяют потребность в безопасности жизни и обеспечении общественного порядка ;

- Институты культуры и социализации (наука , образование , религия , искусство , различные творческие учреждения ) - это наиболее устойчивые , четко регламентированные формы взаимодействия с целью создания , укрепления и распространения культуры (системы ценностей) , научных знаний , социализации молодого поколения;

- Институт семьи и брака - способствуют воспроизведению человеческого рода ;

- Социально - организующие добровольные объединения , регулирующих повседневную социальное поведение людей , межличностные отношения.
Внутри главных институтов является не главные или не основные институты . Например , внутри института семьи и брака выделяются не основные институты : отцовства и материнства , родовой мести (как пример неформального социального института ) , имьянаречення , наследования социального статуса родителей.

По характеру целевых функций социальные институты делятся на :

- Нормативно - ориентирующие , осуществляющих морально - этическую ориентацию поведения индивидов , утверждают в обществе общечеловеческие ценности , специальные кодексы и этику поведения ;

- Нормативно - регулирующие , осуществляют регулирование поведения на основе норм , правил , специальных предписаний , закрепленных в юридических и административных актах. Гарантом их выполнения государство, его представительные органы ;

- Церемониально - символические и ситуационно - конвенциональные , определяют правила взаимного поведения, регламентируют способы обмена информацией , коммуникативные формы неофициальной субординации (обращение , приветствие , утверждение / не утверждение ) .

В зависимости от количества выполняемых функций выделяют: монофункциональные (предприятие) и полифункциональные (семья ) .
По критериям способа регулирования поведения людей выделяют формальные и неформальные социальные институты .

Формальные социальные институты. Основывают свою деятельность на четких принципах (правовых актах , законах , указах , регламентах , инструкциях) , осуществляющих управленческие и контрольные функции на основе санкций , связанных с поощрением и наказанием ( административным и уголовным ) . К таким институтам относятся государство , армия , школа. Их функционирование контролирует государство, охраняет силой своей власти принят порядок. Формальные социальные институты определяют прочность общества . Они регулируются не только писаными правилами - чаще всего речь идет о переплетении писаных и неписаных норм . Например , экономические социальные институты функционируют на основе не только закона , инструкции , приказа , но и такой неписаной нормы , как верность данному слову , зачастую оказывается сильнее десятков законов или постановлений .
Неформальные социальные институты . Они не имеют четкой нормативной базы , то есть взаимодействия в рамках этих институтов не закреплены формально. Является результатом социального творчества на основе волеизъявления граждан. Социальный контроль в таких институтах устанавливается с помощью норм , закрепленных в общественном мнении , традициях , обычаях. К ним относят различные культурные и социальные фонды , объединения по интересам . Примером неформальных социальных институтов может быть дружба , соседство , институт кровной мести ( частично сохранившийся у некоторых народов востока ) , очередь , институт азартных игр.
Регламентация в дружбе достаточно полная , четкая и порой даже жесткая. Обида , ссора , прекращение дружstudrurekomend2 -->


Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 273; Опубликованный материал нарушает авторские права?.