Религия как мыслительный конструкт в концепции Дж. Сантаяны

 

Сантаяна. Метафизика как диалектическая физика. Природа не существует как таковая. Человек имеет дело не с самими вещами, а с идеями вещей. Религия это всего лишь один из вариантов догматического воображения. Первоначало вещей можно домыслить только с помощью дедукции. Воспринятые вещи порождают догму , которая с течением времени может изменяться . (догма не подвергаемая критике). Догма не может быть отвергнута она может быть только пересмотрена на основании других догм. Для познания нужно верить в свою интеллектуальную проницательность, которой обладает скептик. Основание скептицизма является солипсизм. Задача скептицизма разрушение иллюзорности догмы. Если предположить что существование является иллюзией, тогда подвергается сомнению сам факт существования. Я мыслю значит существую. Когда я полагаю свое существование, я обнаруживаю наличное существование. В интуиции мы не можем познать существование , но она нам необходима чтобы жизнь не была животной. Я это мое физическое тело, мое тело и есть реальное существование. Объект раскрывается через язык. Язык возникает в результате столкновения животных тел. Животная вера в существование этого мира. У человека складывается вера в реальный мир. Так и складываются религиозные верования. Рефлексия отсутствует, и человек становится вещью среди других вещей. Жизнь не была бы сном ,а весь мой опыт не был бы иллюзией, если бы я удержался от веры в них. Все изменения представлены только в нашем восприятии. Философия опирается на разум.