Теории развития общества.

В XIX веке возникло два направления теорий социальных изменений, которые по сей день актуальны и представляют объект для дискуссий: теория эволюции, теория социальных циклов. Они все исходят из положения о том, что процесс изменений в обществе носит направленный и эндогенный характер, протекающий закономерным и неизбежным образом, проходящий через ряд этапов.

Социальный эволюционизм, родоначальником которого является Герберт Спенсер (1820-1903), основывается на следующих предпосылках:

Ø детерминизм: каждое состояние общества представляется как этап более широкого процесса, детерминированного более ранними стадиями;

Ø фатализм: социальное развитие – неизбежный, неотвратимый процесс, независящий от людей;

Ø финализм: социальное развитие идет к определенной конечной цели, достижение которой в будущем неизбежно;

Ø прогрессизм: каждое последующее состояние общества лучше прежнего, а то состояние, которое связано с достижением конечной цели, будет абсолютным воплощением добра и счастья;

Ø однолинейность: развитие всегда идет одним и тем же путем, проходит те же самые стадии, перескочить которые невозможно.

В социологии сложились различные интерпретации эволюции. По-разному представляются этапы эволюции, ее основные механизмы и движущие силы. Рассмотрим наиболее известные из них.

Огюст Конт сформулировал «закон трех стадий». Он выделяет теологическую, метафизическую и позитивную стадии развитии человеческого разума и связанных с ним способов познания мира. Герберт Спенсер рассматривает социальное развитие в виде дихотомии – от военного общества к промышленному. Первое ориентировано на завоевание и оборону, сильно централизовано, настроено на коллективизм, на подчинение блага и интересов отдельного человека общим интереса, оно применяет насилие и репрессии, ценит послушание и дисциплину. Промышленное общество ориентировано на развитие производства и торговли, имеет децентрализованный характер, индивидуализировано, ценит инициативу, независимость. Эмиль Дюркгейм полагал, что человеческое общество эволюционирует от организационных форм, опирающихся на «механическую солидарность» к таким, где доминирует «органическая солидарность». Для общества первого типа характерны низкий уровень интеграции, люди связаны сходством выполняемых производственных ролей. Для сохранения целостности общества необходим мощный аппарат насилия и репрессий, жесткие законы и крайние меры наказаний. Другая форма общества отличается высоким уровнем интеграции и взаимозависимости между людьми, поскольку каждый выполняет разные, но взаимно необходимые, дополняющие друг друга функции. Цельность общества поддерживается посредством органической связи, закрепленной в договорах и контрактах. Таким образом, разделение труда Дюркгейм считал основным критерием общественного прогресса.


Наследуют дух эволюционизма теории модернизации, получившие известность в 1950-60-х годах. Она является ответом на исторический опыт, связанный с обретением свободы и самостоятельности бывшими колониальными странами так называемого третьего мира. Возникла историческая ситуация, когда высокоразвитые страны и отсталые постколониальные сосуществуют друг с другом. Модернизация тем самым представляет собой преодоление пропасти, отделяющей их, выравнивание опоздания.

Социальные изменения рассматриваются в рамках теории модернизации не как постепенные, спонтанные, а как задуманные, направляемые и стимулируемые извне.

Модернизация – совокупность социальных изменений, которые приводят к замене традиционного общества обществом современного типа.

Модернизация, таким образом, напрямую связана с такими тенденциями как научно-техническая революция, секуляризация, индустриализация, урбанизация, демократизация.

Развивая эволюционистское мышление, ряд современных социологов осуществляют попытку создать картину будущего. Даниел Белл в своей работе «Грядущее постиндустриальное общество» (1974) пытается представить, что произойдет после полной реализации возможностей индустриального общества. Он делит историю человечества на три фазы: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. По его мнению, к концу XX века передовые в экономическом отношении страны Западной Европы, США, Япония обретут черты постиндустриальных обществ. Основная его черта – центральное место теоретических знаний, выступающих стержнем, вокруг которого будут организованы новые технологии, экономический рост и социальная стратификация. Следствием этого будет: переход от энергетической технологии к информационной, преобладание сектора услуг при значительном снижении промышленного сектора, рост значения планирования и прогнозирования развития, новым господствующим классом будут выступать высококвалифицированные специалисты и ученые.

Теория социальных циклов утверждает:

Ø ни одно историческое событие не является абсолютно уникальным, ход действий и событий через определенные промежутки времени возвращается к исходному состоянию;

Ø идея направленности и как следствие идея прогресса теряют смысл;

Ø развития общества многолинейно;

Ø существуют определенные уникальные социокультурные системы, которые существуют параллельно и не подчиняются единой логике.

Теория цикличности нашла свое систематическое изложение в рамках философии истории и оттуда перешла в социологию. Наиболее ярко она представлена концепцией культурно-исторических типов Николая Данилевского (1822-1885), автора известного труда «Россия и Европа». Он утверждает, что человечество – не единое целое, а стихия, которая в различных точках складывается в формы. Наиболее крупные из них – культурно-исторические типы (цивилизации), различающиеся своеобразием социально-исторического развития. Каждый из них проходит закономерный жизненный цикл:

− формирование цивилизации из разобщенных, рассеянных элементов культуры;

− нахождение своей культуры и политической формы;

− расцвет цивилизации;

− стагнация, обусловленная исчерпанием творческого потенциала;

− упадок и гибель цивилизации.

В современной социологии наиболее интересную теорию цикличности формулирует Питирим Сорокин в своем фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика» (1957). Он полагает, что социальный мир складывается из цельных «социокультурных систем». Главная составляющая любой социокультурной системы – «культурный менталитет», определяющий способ миропонимания и навязывающий иерархию ценностей. Сорокин выделяет два противоположных типа культурных менталитета: идеациональный (умозрительный) и чувственный, а также средний между ними – идеалистический.

Идеациональный тип исходит из того, что:

· мир вечен, имеет духовную сущность, недоступную для чувственного познания);

· самыми важными являются духовные потребности;

· способ их удовлетворения – минимизация большинства физических потребностей вплоть до отказа от них.

Совершенно иной характер носит чувственная культура, которая опирается на убеждения, что:

return false">ссылка скрыта

· мир материален и доступен познанию его человеческим разумом;

· важнейшими являются физические потребности;

· прогресс заключается в овладении окружением – в господстве над природой и другими людьми.

Таким образом, Сорокин определяет ход истории как волны культурных изменений, цикл приливов и отливов противоположных типов культурного менталитета.