Искусство разумного сердца. Как беседовать о переменах?

– Составьте расписание бесед о необходимых переменах.

– Будьте неуязвимы для эмоциональных уколов.

– Добивайтесь максимальных перемен в повседневной жизни.

– Делитесь друг с другом своим чувствами и ожиданиями.

– Обсуждайте друг с другом, чего вы ждете от перемен, не удивляют ли они вас.

– Говорите друг другу о том, в правильном ли направлении, по вашему мнению, движутся ваши отношения.

– Помните о потребностях друг друга и старайтесь по мере возможности идти им навстречу.

– Предложите сделать что-либо полезное для грядущих изменений.

– Заканчивайте каждый подобный разговор, глядя друг другу в глаза, благодаря друг друга. Нежное объятие тоже не повредит.

– Подбадривайте друг друга, замечайте прогресс, которого вы добиваетесь.

– Направляйте друг друга, не забывайте о запланированном разговоре.

– Используйте грифельную доску, чтобы оставлять друг другу сообщения, как это сделали Джимми и Мэри Джо.

Вот что сказала об изменениях моя пациентка Ванесса:

1. Так приятно осознавать, что мы способны измениться. Это очень возбуждает!

2. Огромное облегчение понять, что нужно делать, а не ощущать свою полную беспомощность и безнадежность.

3. Замечательно осознать, что перемены не призваны изменить нашу личность. Меняясь, мы открываем в себе новые стороны. Этот процесс напоминает путешествие к самой себе.

4. У меня появился шанс научиться доверять тем сторонам собственной личности, о которых я ранее и не подозревала.

5. Меняться гораздо легче, чем оставаться прежней и в одиночестве!

Мои пациенты Джерри и Линда не умели переключать передачи в течение дня. Я посоветовала им: "Джерри нужно научиться переключаться с работы на удовольствие, только тогда он станет радоваться жизни". "Он соглашается пойти в кино в двенадцать часов дня, – сказала Линда, – а сам не может выйти из дома раньше четырех, да и тогда обязательно берет с собой свой мобильник".

Я предложила Джерри перестать заставлять жену ждать и воспринимать как должное то, что она ждет его. "Вы должны помнить о своих обещаниях и с уважением относиться к жене, – сказала я. – Линда – это ваш самый важный клиент. Внесите ее в свое расписание".