Куклы и мячики: от трех до четырех лет

Между тремя и четырьмя годами ребенок хочет утвердить себя как личность, отделиться от родителей, но сохранить связь с ними.

Дети, встречающие позитивную обратную связь, понимающие, что их личность ценят и уважают, вырабатывают в себе высокую самооценку и чувство собственного достоинства. Те же, чьи попытки утвердиться наталкиваются на неприятие, ощущают стыд, неадекватность и чувство "невидимости". Такие дети, став взрослыми, испытывают страх перед близостью, потому что глубокие чувства вызывают в них ощущения стыда, неадекватности и страх быть отвергнутым.

 

ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Этап развития Независимость, самооценка, честолюбие и храбрость
Цель развития Стать самостоятельным, но в то же время сохранить связь с родителями. Быть "я" и "мы" одновременно
Родительские противоречия Негативная или неадекватная обратная связь, отказ оценить и поддержать. Условная любовь и одобрение, обусловленное определенными факторами
Пугающие послания, которые ребенок получает от одного или обоих родителей "Будь таким, каким я хочу тебя видеть, если хочешь, чтобы я тебя любил", "Ты не имеешь права высказываться. Твои чувства и мысли не имеют значения"
Детские раны Низкая самооценка, отсутствие чувства собственного достоинства. Негибкость и разбросанность
Условная реакция Поиск мира любой ценой, согласие в противоречие собственным интересам, игнорирование собственной личности
Сценарий отношений "Я должен скрывать свои "плохие" стороны, иначе меня отвергнут и не будут любить. Я никогда не смогу стать хорошим"
Позитивное партнерство (как помочь своему партнеру избавиться от его/ее ран) Демонстрируйте позитивную обратную связь, оценивайте и поддерживайте потребности партнера, рассеивайте его страхи. Подтверждайте его право на собственное "я" в сочетании с вашим "мы". Не ставьте условий, просто любите