Об убийстве

3. Если кто убьет княжого мужа, совершив на него нападение или в драке, и убийцы не ищут, то штраф (виру) - 80 гривен - платит та община ("вервь"), в округе которой найден убитый ("то виревную платити в чьей же верви голова лежит"). Если же будет убит простой человек ("людин"), то община платит 40 гривен.
Эта статья начинает раздел об ответственности за убийство, совершенное на территории общины. Вира платится в случае отказа общины искать преступника или если преступник не найден. Вира плптилась князю. Вервь - крестьянская община, такое название происходит от слова "веревка".
4. Если какая община начнет платить дикую виру, когда нет налицо убийцы, то пусть уплатит ее во сколько лет может. Но если убийца находится в верви, то община тоже помогает ему.
Дикая вира (от слова "дикий" - чужой) платится общиной в том случае, если преступник скрылся. Она выплачивается с рассрочкой. Устанавливается ответственность общины за преступление ее члена.
5. Если кто убьет человека в ссоре, или в пьянстве явно, то убийца платит пеню также с помощью от общины.
6. Кто убил во время грабежа без всякой ссоры ("свады"), то за разбойника община не платит виры, но выдает его князю всего с женою и с детьми на "поток и разграбление".
Разбой был постоянным явлением в древней Руси. По летописи, Владимир Святославич установил за убийство в разбое платить виру, что усилило разбойничество. Владимир вынужден был отменить виры за разбойничество и ввести смертную казнь. Но это постановление сократило поступление вир в княжескую казну, после чего за разбойничество опять были установлены виры. Пространная Правда устанавливает уже наказание за разбой потоком и разграблением. Поток - изгнание. Разграбление - конфискация имущества. Жена и дети, возможно, отдавались в рабство.
7. Если кто не вкладывался в платеж дикой виры за других, тому и община не помогает в уплате виры за него самого, и он сам ее платит.
Тот, кто не принимает участия в круговой поруке, не получает и помощи от верви. Это говорит о том, что в XII в. члены верви перестали быть равными в правах, что среди них выделилась группа, надо думать, людей более зажиточных, которые могли платить все взносы, связанные с участием "в дикой вире".