Философские взгляды Гераклита.

Эфес - родина философа Гераклита.Гераклит - аристократ по рождению и по своим политическим взглядам. Он враждебно относился к демократической власти, пришедшей на смену аристократии. Основное положение политического мировоззрения Гераклита - власть должна была бы принадлежать меньшинству «лучших», так как они предпочитают вечную славу тленному, а толпа подобна скоту и только «набивает свое брюхо».Гераклит ни у кого не учился. В сохранившихся отрывках его книги он с презрением отзывается о знаменитых греческих поэтах и философах. Например, Пифагора он называл «предводителем мошенников». Философ пренебрегает математикой и естествознанием, так как для него мудрость - это не коллекция сведений о явлениях природы, а знание закона, который правит миром. Учение Гераклита - это первая в истории человечества философия в чистом виде, без примесей опытных знаний о природе.

Первое начало Природы Гераклит именует «Логос». Идея логоса составляет центральную часть учения Гераклита и играет ведущую роль в его воззрениях.Образом устроенного Логосом мироздания у Гераклита является огонь. Он говорит, что космос - это «вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». Огонь все время меняется, пребывает в беспрерывном движении, это - символ вечного становления. Для Гераклита в мире нет ничего постоянного. Гераклит объясняет трудности, стоящие перед человеком на пути к познанию, подчеркивает неисчерпаемость предмета изучения..Логос - есть нечто объективное, всеобщий порядок; он определяет порядок всего происходящего в мире.. Логос всеобщ, он присущ всем.Борьба — логос бытия, его всеопределяющее начало. Вечность космической борьбы обусловливает вечно обновляющуюся юность мира. Для Гераклита сама «война» — это и борьба противоположностей, и их единство. Чем больше противоположности расходятся, тем больше они сходятся для борьбы, и из этой борьбы возникает «прекраснейшая гармония».Гераклит открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения.