Принципы, механизм и процедуры засекречивания

Законодательное регулирование порядка засекречивания сведений, составляющих гостайну, состоит в установлении определенных принципов:

* законности;

* обоснованности;

* своевременности.

Принцип законности заключается в том, что закон определяет, как перечень сведений подлежащих засекречиванию, так и перечень сведений, не подлежащих засекречиванию. Виновные в нарушении требований закона должностные лица могут быть привлечены к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности. Все граждане вправе обжаловать такие действия в суде.

Принцип обоснованности заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений исходя из баланса жизненно-важных интересов государства, общество и отдельных граждан. При этом предполагается, что органами государственного управления должна быть разработана соответствующая методика экспертной оценки по экономическим или иным критериям.

Принцип своевременности состоит в том, что ограничения на распространения сведений должны быть установлены не позже момента их получения.

В законе установлены три степени секретности и соответствующие им грифы для носителей информации: Особой важности, Совершенно секретно, Секретно.Порядок определения степени и грифа устанавливается нормативным актом Правительства РФ.

Устанавливается следующая структура объектов законодательства о государственной тайне.

· На общефедеральном уровне формируется перечень, утверждаемый президентом РФ и подлежащий открытому опубликованию. В нем должны быть также указаны федеральные органы управления, которые наделяются полномочиями по распоряжению конкретным блоком сведений.

· На основании общегосударственного перечня, указанные органы управления разрабатывают развернутые перечни и устанавливают степени их секретности.

· Отдельные перечни сведений по решению. Заказчиков могут разрабатываться также в рамках целевых комплексных программ.

Так как засекречивание информации приводит к ограничению прав собственника на распространение и использование сведений, то законом предписывается возмещение собственнику за счет государства материального ущерба, размер которого определяется договором между собственником и органом государственного управления. В договоре также предусматривается обязательство собственника информации по ее нераспространению. Конфликтные ситуации решаются в судебном порядке.

Законом установлен механизм дополнения действующих перечней, если они не дают возможности они не дают возможности идентификации или отнесения новых сведений к секретной информации. В этом случае администрация структуры-разработчика обеспечивает предварительное засекречивание и в месячный срок направляет в адрес уполномоченного должностного лица, утвердившего конкретный перечень, предложения по его дополнению и применению. Для принятия решения по этим предложениям устанавливается трехмесячный срок.

Процедура засекречивания сводится к оформлению реквизитов носителей информации, составляющих государственную тайну. Они состоят из данных:

- о степени секретности со ссылкой на соответствующий пункт действующего перечня;

- органе, осуществившем засекречивание;

- регистрационном номере;

- дате или условии рассекречивания.

Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, то в целом ему присваивается наивысший гриф.

Законодательство определяет четкий порядок и процедуру рассекречивания сведений и их носителей, которые рассматриваться не будут. Следует упомянуть только об установлении предельного пятилетнего срока пересмотра содержания действующих перечней и установленных ранее грифов секретности. Срок засекречивания не может превышать 30 лет, хотя в исключительных случаях этот срок может быть продлен полномочным руководителем органов государственного управления.

Значительным шагом в развитии законодательства в сфере защиты государственной тайны является гарантия возможности обращений с запросами о рассекречивании. Установлен обязательный трехмесячный срок рассмотрения и ответа по существу. В противном случае виновные должностные лица несут административную (дисциплинарную) ответственность.