Проектирование проушины с подшипником качения или шарнирным подшипником
Схема соединения представлена на рис. 8.4.
Рис. 8.4 |
Важно помнить, что в соединениях типа «ухо-вилка» вращение подшипника происходит, как правило, с небольшими скоростями и на ограниченный угол. Поэтому подбор подшипников в таких узлах ведут по статическим разрушающим нагрузкам при качании. Эти нагрузки, а также геометрические параметры подшипника определяются по соответствующим каталогам [8, 9].
Исходными данными для расчета являются материал проушины, тип подшипника, нагрузка РР.
Порядок расчета.
1. Подбирается подшипник по статическим разрушающим нагрузкам при качании [8, 9]:
где n - число подшипников, воспринимающих силу РР. Выписываются его обозначение и размеры.
2. Вычисляется избыток прочности:
3. Определяется толщина δ проушины по условию заделки подшипника
δ = bп+ 2а,
здесь bп - ширина внешнего кольца подшипника; а - припуск на заделку подшипника по ОСТ 1.03841-76. Для подшипников с внешним диаметром Dп = 20…30 мм принимается а = 0,2 мм, для подшипников диаметром Dп = 30…40 мм принимается а = 0,25 мм.
4. Определяется ширина b′ проушины из условия ее прочности на разрыв (8.1):
откуда
Здесь .
5. Определяется минимальная ширина проушины из условия прочности при запрессовке подшипника (см. парагр. 8.4, п. 9):
6. Находится ширина b проушины:
Найденное значение округляется до ближайшего большего в соответствии с ГОСТ 8032-84.
7. Вычисляется напряжение в проушине:
8. Рассчитывается избыток прочности
.
В соединениях «ухо-вилка» подшипник выгоднее устанавливать в среднюю проушину (ухо). В этом случае требуется лишь один подшипник и достигается минимальная трудоемкость сборки. Для соединений, допускающих перекос, это единственно возможный вариант конструкции (такими соединениями являются, например, узлы навески рулевых поверхностей).
Из условия недопустимости контакта проушин в подвижных узлах, а, следовательно, и повреждения их покрытий, торцевые поверхности проушин должны разделяться. Это достигается либо применением подшипников, внутреннее кольцо которых шире наружного (см. рис. 8.4), либо установкой в ушки вилки втулок буртиками внутрь (см. рис. 8.3,а, поз. 1). Величина зазора e (рис. 8.4) определяется допускаемым перекосом:
,
где φ - допустимый для подшипника или соединения угол перекоса.
С учетом штамповочного (литейного) уклона и радиуса сопряжения ушка вилки с основанием зазор е1 = 2…5 мм.
При конструировании узлов навески рулей и элеронов можно пользоваться стандартными вариантами конструкций [10, 11].
Ниже приводится список источников, использованных в главе 8 и полезных при конструировании соединений типа «ухо-вилка».
1. Шульженко М.Н. Конструкция самолетов. М.: Машиностроение, 1971. 413 с.
2. Справочная книга по расчету самолета на прочность /М.Ф. Астахов, А.В. Караваев, С.Я. Макаров, Я.Я. Суздальцев. М.: Оборонгиз, 1954. 708 с.
3. ОСТ 1.11119-73. Втулки для запрессовки. Введ с 01.01.74.
4. ОСТ 1.11122-73. Втулки для запрессовки. Введ с01.01.74.
5. ОСТ 1.11124-73. Втулки с буртиком для запрессовки. Введ. С 01.01.74.
6. ОСТ 1.11127-73. Втулки с буртиком для запрессовки. Введ. с 01.01.74.
7. ОСТ 1.12805-77. Втулки. Введ с 01.07.78.
8. Зайцев А.М., Коросташевский Р.В. Авиационные подшипники качения. М.: Оборонгиз, 1963. 336 с.
9. Шариковые и роликовые подшипники. М.: Изд-во Госстандарта СССР, 1958.
10. ОСТ 1.12915-77. Соединения узлов навески руля направления, руля высоты, элеронов, элевонов, киля, стабилизатора, крыла. Конструкция и размеры. Введ. с 01.01.78.
11. ОСТ 1.13424-78 – ОСТ 1.13426-78. Соединения шарнирные. Конструкция и размеры. Введ. с 01.01.80.
12. ОСТ 1.03841-76. Заделка механическая шариковых и шарнирных подшипников. Типы, основные размеры и технические требования. Введ. с 01.07.77.
13. ОСТ 1.10969-73 – ОСТ 1.10972-73. Пресс-масленки. Введ. с 01.07.73.
Учебное издание