ОТКЛИКИ НА ОТЛУЧЕНИЕ ТОЛСТОГО
Народная любовь к своему гениальному писателю и трибуну была той твердыней, о которую разбились попытки синода и его вдохновителей опорочить и принизить имя Толстого. Народ не позволил надругаться над Толстым и в едином порыве встал на его защиту.
Вслед за отлучением в Петербурге, Москве, Киеве и многих других городах начались демонстрации, выражавшие сочувствие Толстому.
В Москве, на Лубянской площади толпа демонстрантов устроила ему бурную овацию.
В Петербурге, на XXIV Передвижной выставке, около исполненного Репиным портрета Льва Николаевича (купленного тогдашним музеем Александра III), произошли две демонстрации: «...в первый раз небольшая группа людей положила цветы к портрету; в воскресенье 25 марта в большом зале выставки собралось много посетителей. Студент стал на стул и утыкал букетами всю раму, окружающую портрет Льва Николаевича. Потом стал говорить хвалебную речь, затем поднялись крики «ура», с хор посыпался дождь цветов, а следствием всего этого то, что портрет с выставки сняли и в Москве он не будет, а тем более в провинции»... (из дневника С. А. Толстой, запись 30 марта 1901 года, – со слов И. Е. Репина).
Присутствовавшие на выставке послали Толстому приветственную телеграмму с 398 подписями, которая, ввиду введенного ранее запрета передавать на имя Толстого сочувственные телеграммы по поводу отлучения, доставлена ему не была. Текст ее Толстой получил уже впоследствии – по почте.
Киевляне послали Толстому адрес с выражением любви «величайшему и благороднейшему писателю нашего времени». Адрес собрал более 1000 подписей. Такие же адреса посылались из других городов.
В Полтаве, в переполненном зале театра, где шла пьеса Толстого, публика устроила шумную овацию писателю.
В. Г. Короленко от имени многочисленных почитателей Льва Николаевича Толстого телеграфировал 26 февраля С. А. Толстой их просьбу выразить Толстому «чувства глубокой симпатии и уважения»...
Черносотенная свора «истинно русских людей» по-своему реагировала на определение синода, увидев в нем призыв к преследованию вероотступника. Как будто по сигналу, в адрес Толстого посыпались угрозы физической расправы, брань и оскорбления.
Московское общество трезвости исключило Толстого из числа своих почетных членов, мотивируя исключение параграфом четвертым устава общества, по которому членами его могут быть лица православного вероисповедания, а Толстой-де, вследствие определения синода, таковым считаться не может.
И так далее.
Злобно набрасывались на писателя всевозможные «патриоты» и мракобесы, организуемые реакционной прессой, но жалкие потуги выкормышей полицейско-самодержавного режима и мракобесов из сонма многочисленных «верноподданных» пастырей церкви, обязанных по роду службы поносить имя великого писателя, утонули в общенародном уважении к писателю.
Не имея возможности открыто выступить в печати в защиту Толстого, так как это было запрещено, многие авторы карикатур, басен и стихов стали выпускать их нелегально. В списках и оттисках они ходили по рукам и пользовались большим успехом. Приводим некоторые из них.