Гносеология Дж. Локка.

Предметом философии Дж. Локка стали эмпирическая философия познания и политическая доктрина либерализма (он выдвинул идею разделения власти на законодательную и исполнительную).

Теория познания Локка основана на английском эмпиризме и материализме Бэкона. Вторая ее составляющая – критика «врожденных идей» Декарта. Согласно Локку, не существует никаких «врожденных идей» (включая и идею Бога), а все человеческое знание проистекает исключительно из опыта: во-первых, из внешнего (наши ощущения) во-вторых, из внутреннего (рефлексия). Поэтому в основе всякого знания лежат простые идеи, они пробуждаются в уме различными качествами тел: первичными (протяженность, плотность, движение), эти качества сходны с идеями. Существуют еще вторичные качества тел (цвет, вкус, звук, запах), они также воздействуют на ум, но идеи с ними уже не сходны.. Разум человека соединяет, сопоставляет, абстрагирует и, таким образом, из простых идей (возникших от первичных и вторичных качеств тел) образует сложные идеи (субстанция, априорность и т.д.). Истина, таким образом, – это соединение и разъединение идей, выражающее соответствие действительности. Таким образом, основа познания – индивидуальный опыт и деятельность рассудка.

Эти идеи повлияли на формирование представлений о человеческом сознании и человека в целом. Человек и его сознание – это чистый лист бумаги (tabula rasa) и опыт пишет на ней свои письмена. Другими словами, человек формируется из того, что его окружает и благодаря процессу познания.

Методы познания

Формирование в субъекте идеи реальной субстанции происходит путем связывания идей модусов, каждая из которых в конечном итоге происходит из простой идеи, черпая из нее реальность. Правильное связывание идей требует определения их соответствия. Определение соответствия, считает Локк, – важнейшее действие рассудка в достижении объективности, истины. Во-первых, идеи должны соответствовать друг другу. Здесь рассудок устанавливает соответствие (или несоответствие) по их тождеству и различию, характеру отношения, необходимости их связи. Во-вторых, идеи должны соответствовать реальности: и каждая сама по себе, и тем порядком связи, в котором находятся.

Взаимное соответствие идей рассудок устанавливает методом интуиции и дедукции (доказательства). Интуиция используется там, где познаваемые идеи могут одновременно охватываться рассудком. Тогда рассудок приводит их в соприкосновение, в котором соответствие или несоответствие становится непосредственно явно. Дедукция используется там, где идеи не приходят в прямое соприкосновение. Тогда рассудок в переходе от одной идеи к другой использует промежуточные идеи – звенья логического перехода – и в конечном итоге определяет соответствие друг другу крайних идей дедуктивной цепочки. Но сколь бы идеи ни соответствовали друг другу, в их связи не будет истины, если связь не соответствует реальности. А это соответствие, как считает Локк, можно установить только чувственно воспринимая вещи, их свойства и взаимодействия. Опыт, таким образом, является началом и концом познавательной деятельности. Он дает исходный материал и удостоверяет выводы познания.

Ограниченность познания

Познание, с точки зрения эмпирической гносеологии, ограничивается опытом. Человек может познать мир лишь в той степени, в какой он дается человеческим чувствам, а это, очевидно, еще не весь мир. Поэтому, утверждает Локк, в одних областях человек имеет достоверные знания, в других должен довольствоваться вероятными, а в третьих уповать на веру. Правда, положения веры, по крайней мере, не должны противоречить рассудку.

Эмпирическая теория познания является теорией ограниченного познания. Опытное познание – это познание только единичной реальности (единичного объекта). Всеобщая реальность (всеобщий объект) требует иного познавательного подхода, и этот подход разрабатывается в следующей исторической форме гносеологии – рационалистической.