Функции местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляет ряд функций, охватывающих основные направления деятельности местного самоуправления, характеризующие его природу и социальное назначение. Так, местное самоуправление:

а) обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов;

б) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;

в) управляет муниципальной собственностью;

г) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других полезно важных услугах;

д) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления;

е) обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.

Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе. Политологи разделяют общество на три основных сектора, каждому из которых отведены своя роль и свои функции: первый – власть (функция власти, политическая функция); второй – бизнес (хозяйственная функция); третий – гражданское общество[4] (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, требующих совместных усилий). Если под этим углом зрения взглянуть на местное самоуправление, то можно сделать вывод, что в современном обществе оно выполняет все три перечисленные функции (Приложение А).

Как одна из форм власти, местная власть, реализует политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции.

Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.

Как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества. Так, государство выполняет функции власти и частично хозяйственные функции, но самоорганизация граждан – не его дело. Общественные и другие некоммерческие организации выполняют функцию самоорганизации граждан, и многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий. Только местное самоуправление одновременно выполняет все три функции. Оно решает такие задачи, до которых у государства «не доходят руки», привлекает для их решения местные ресурсы.

57)58) Система государственных органов субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов.1

Конституцией РФ закреплен ряд фундаментальных принципов организации местного самоуправления, его самостоятельность в пределах своих полномочий.

Местное самоуправление является особой формой государственного управления, осуществляемого непосредственно населением. Специфичность этой формы в том, что:

-во-первых, она имеет свои границы;

-во-вторых, эти границы очерчены правом - органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий;

-в-третьих, эти полномочия они осуществляют самостоятельно, т.е. беспрепятственно, свободно, по своему усмотрению;

return false">ссылка скрыта

-в-четвертых, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Будучи выведенными из системы органов государственной власти, органы местного самоуправления остаются в системе государственно-властных отношений. Организационно отделенные от государственной власти, они с ней связаны функционально. Само создание и важнейшие полномочия органов местного самоуправления определены актами органов государственной власти - федеральных и субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Какой бы ни была принята модель организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании, как правило выделяются три основополагающих элемента: глава муниципального образования, представительных выборный орган и исполнительный орган. Каждый из этих органов имеет свои цели, функции; обладает определенными специфичными связями с другими органами местного самоуправления и населением. Эти обстоятельства и ряд других обусловливают различия в формировании этих органов, в выборе избирательной системы и особенностях проведения выборов в каждый из этих органов.2

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

59) Местное самоуправление - это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

 

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации;

федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;

 

конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

60) Экологическое правокак отрасль права России появилась сравнительно недавно.При этом сам термин «экология» возник еще в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos - дом, жилище, logos - учение).

Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений.

 

Основными принципами охраны окружающей среды являются:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

 

Предметом экологического права являются общественные отношения в области охраны, восстановления и улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения последствий вредных воздействий, создании и обеспечении режима сбалансированного взаимодействия человека и природы.

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, присущим только ему методом правового регулирования. Поэтому представляется более правильным говорить не о методе или методах экологического права, а о методах правового регулирования, применяемых к экологическим отношениям.

Характерной особенностью экологического права является преобладание императивных норм. Преимущественная часть регулируемых отношений представляют собой отношения власти и подчинения. Именно административными, властными полномочиями обладают соответствующие государственные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина, призванные обеспечивать охрану окружающей среды. Значительный сегмент отношений регулируется путем установления разнообразных запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов воздействий на природную среду, что предусматривает выдачу лицензий, специальных разрешений и т.п.

Активно применяются методы экономического регулирования вопросов воздействия на окружающую среду. Используется система налогообложения и взимания иных платежей за природопользование, за загрязнение окружающей среды. Наряду с этим устанавливаются определенные льготы и преимущества за рациональное использование природных ресурсов. Целью указанных методов является ограничение негативного влияния человека на природу, стимулирование осуществления различными субъектами экологически безопасной деятельности.

Не является исключением регулирование экологических правоотношений с использованием диспозитивных норм. На основе гражданско-правового метода осуществляется заключение отдельных соглашений между субъектами, таких как, например, договор аренды участка лесного фонда, договор водопользования, соглашение о разделе продукции и т.п.

 

Основными источниками экологического права являются:

- Конституция РФ от 12.12.1993;

- Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ;

- Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;

- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ;

- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ;

- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ;

- Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 и некоторые другие федеральные законы.

Помимо федеральных нормативно-правовых актов источниками экологического права также выступают нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативные договоры, включая международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

 

Основные понятия, используемые в экологическом праве:

 

Окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природная среда (природа) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект – это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект – это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

61) Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Из этого следует, что государство как субъект в лице своего компетентного органа является участником экологических правоотношений. Государство является субъектом экологических правоотношений и в том случае, если природные ресурсы на законных основаниях переходят в собственность юридических или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное пользование (аренду).

Юридическое или физическое лицо, которое воздействует на природную среду с целью ее использования, воспроизводства или охраны также выступает в качестве субъекта экологических отношений. К таким субъектам относятся также граждане, иностранные и хозяйствующие субъекты. Хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, которые воздействуют на природную среду, в том числе граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также граждане, которые осуществляют общее или специальное природопользование.

Носителями полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды являются государственные органы.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно—оздоровительные районы и т. д.

Особенности содержания экологических правоотношений находятся в зависимости от природного объекта, в отношении которого они возникают. Исходя из того различают права и обязанности в земельном, водном, лесном и недренном правоотношениях, которые связаны с использованием и охраной земель, вод, лесов, недр. При этом особо выделены отраслевые права и обязанности, которые направлены на защиту отдельных природных объектов. Однако наряду с отраслевыми существуют и комплексные полномочия. Они устанавливают права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Такими полномочиями наделены специальные органы государства по охране природной среды и хозяйствующие субъекты – природопользователи, которые используют природу для выполнения своих практических задач.

62) Экологический контроль представляет собой важнейшую правовую меру обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и включает в себя систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды и природопользования. Данный вид контроля проводится органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством Российской Федерации.
В ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплены обязанности и ответственность государственных инспекторов охраны окружающей среды (государственного экологического контроля). В частности, государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

  • посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
  • проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств и средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  • проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
  • проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  • предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
  • приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
  • привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • осуществлять иные определенные законодательством полномочия.


Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

  • предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;
  • соблюдать требования законодательства.


Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления и уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными актами органов местного самоуправления.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Данный вид контроля осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

63) Под юридической ответственностью за экологические правонарушенияпонимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований. Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

  • стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
  • компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
  • превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
  • карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Так экологическое правонарушение определяется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

64) Международное право - это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности; установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права. Однако стремление перенести в область международного права те критерии, которые предлагаются для построения системы национального права, неперспективно.
Во-первых, таких общепризнанных критериев для системы национального права пока нет. Хотя некоторые ученые и полагают, что предмет и метод регулирования служат наиболее приемлемыми параметрами для разграничения системы национального права на отрасли, это положение все еще остается дискуссионным. Подтверждением тому может служить научная дискуссия, состоявшаяся в Московской государственной юридической академии осенью 2000 г.
Во-вторых, международное право - своеобразное явление, и попытки подхода к нему с мерками национального права, особенно в вопросах системы, вряд ли оправданы. В этих случаях всегда должна учитываться специфика международного права. Система международного права - результат действия ряда факторов объективного и субъективного порядка, определяющих развитие международных отношений и права, их регулирующего.
Понятие системы международного права не идентично понятию его структуры. Под структурой обычно понимают особый, присущий каждой системе способ связи элементов системы, возникающий закономерно в процессе функционирования и развития системы. Государства не властны как менять структуру межгосударственных отношений, так и менять структуру международного права. И в первом и во втором случае они могут действовать лишь в определенных, от их воли не зависящих границах существующей структуры.
Тем не менее субъективные факторы постепенно вынуждают государства к изменению унаследованной от прошлых поколений вариантной структуры как международных отношений, так и международного права. Меняется содержание межгосударственных отношений, меняется вариантная структура, происходят структурные изменения и в международном праве.
Человечество вступило в новую эпоху, характеризующуюся возникновением глобальных проблем, от решения которых зависит само существование земной цивилизации. Можно считать, что действующее международное право содержит минимум принципов и норм, необходимых для нормальных отношений между государствами. Оно является юридической основой для решения насущных глобальных проблем современности. Вместе с тем, признается его недостаточная развитость именно в тех областях международно-правового регулирования, которые касаются новых, жизненно важных проблем, возникших перед человечеством в последние десятилетия.

  • Наиболее отчетливо это прослеживается на примере трех важнейших глобальных проблем:
    • всеобщей безопасности и разоружения;
    • обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
    • создания нового международного экономического порядка.

65) Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

Принцип неприменения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих интересах. Устав запретил применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН.

Устав предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности.

Принцип мирного разрешения споров. Принцип закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права. Ему специально посвящен ряд резолюций ГА, среди которых можно выделить Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 г. Первым многосторонним актом, установившим этот принцип, был Статут Лиги Наций.

В соответствии с Уставом ООН Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергалось угрозе мир и безопасность и справедливость”.

Принцип уважения прав человека. Закреплен, кроме Устава ООН, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о гражданских и полит правах, другой - об экономических, социальных и культурных правах. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о ликвидации всех форм расовой дискриминации(1966), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.

Принцип суверенного равенства. В Уставе ООН в статье о принципах на первое место поставлен пункт, кот гласит: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов”. Основное содержание принципа состоит в следующем: государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств.

Принцип невмешательства. В Уставе ООН говорится, что он не дает Организации права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава. Устав ООН предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу вопросов явно внутреннего характера, например содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения, всеобщему уважению прав человека.

Принцип территориальной целостности. Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Статут Лиги Наций обязывал уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальной целостность государств-членов. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.

Принцип нерушимости границ. В Декларации о принципах международного права содержание принципа излагается в разделе о принципе неприменения силы: “Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Принцип воплощен в Уставе ООН, в котором в качестве одной из целей Организации указано: “Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира”.

Содержание принципа впервые раскрыто в Декларации о принципах международного права: “Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой полит статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН”.

Принцип сотрудничества. Идея всестороннего сотрудничества воплощена в Уставе ООН. Как принцип она была сформулирована в Декларации о принципах международного права. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем. Определены также основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. В отличие от других принципов, кот складывались в процессе развития международного права, рассматриваемый принцип утверждался вместе с этим правом. Без него международное право не было бы правом, именно в нем заключен источник юридической силы международного права. Он относится к категории необходимого права.

Принцип закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права. И для этого принципа сохраняет свое значение общее положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.

66) Международная правовая ответственность.(ответственность и принуждение в международном праве)

Понятие и субъекты международно-правовой ответственности.

Международно-правовая ответственность - это неблагоприятные юридические последствия,наступающие в результате нарушения субъектом международного права своего международного обязательства.

Под данной ответственностью понимается юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного международного правонарушения.

Международные правонарушения подразделяют на 2 вида:

  • Международные деликты-нарушение обязательства
  • Международные преступления-наиболее тягчайший деликт, посягающий на международный правопорядок,нарушающий мир и безопасность.

К международным преступлениям принято от тягчайший деликт, посягающий на международный правопорядок,нарушающий мир и безопасность.

К международным преступлениям принято относить:

  • Агрессию
  • Колониализм
  • Апартеид - возведение в ранг государственной политики деление на расы.
  • Геноцид
  • Незаконный оборот наркотических веществ,если государство этому способствует. Однако установить связь сложно.

Субъекты международной правовой ответственности-только субъекты международного права.

Физические лица несут ответственность согласно международному праву,в соответствии с обязательствами государства.

Источники:

  • Международные обычаи
  • Отдельные договоры,как правило,в области воздушной и космической деятельности.

Виды и формы международной правовой ответственности:

2 вида:

-Политическая(моральная)

-Материальная

Политическая ответственность наступает в результате нарушения нормы международного права, даже если не наступил материальный ущерб.

К формам политической ответственности можно отнести:

1.Сатисфакции- принесение извинений, выражение сожалений,заверение,что подобного больше не повторится,наказание конкретных виновников и иные формы морального удовлетворения пострадавшей стороны. Не должна быть чрезмерной и унизительлной.

2.Репрессалии-ответные насильственные,но не вооруженные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом.

3.Приостановление прав и привилегий,вытекающих из членства в международной организации-лишение права голоса в международной организаций,например,за неуплату членского взноса. Лишение возможности участвовать в выборах организации. Приостановление членства.

4.Исключение из международной организации-крайние меры.

5.Ограничение отдельных суверенных прав агрессора-например,установление оккупационного режима,демилитаризация экономики,запрещение некоторых партий,объединений; лишение государства части территорий.

 

Материальная ответственность наступает в силу факта нарушения нормы международного права и наступления соответствующего материального ущерба.При этом должна быть установлена причинно-следственная связь между правонарушением и ущербом.

Формы:

1.Реституция-восстановление материального положения,существовавшего до правонарушения.

2.Субституция-замена аналогом неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества или материальных ценностей.

3.Репарации-компенсация нанесенного ущерба товарами,услугами, в денежном выражении.

4.Абсолютная(объективная) ответственность. Наступает вне зависимости от вины правонарушителя в ходе правомерной деятельности. Пределы установлены в договорном порядке. В частности, в соответствии с Конвенцией "О возмещении вреда,причиненного иностарнного воздушного судна на поверхности" 1952 года; Конвенцией "О международной ответственности за ущерб,причиненный космическими объектами" 1972 года.

Обстоятельства,исключающие противоправность:

1.Вина потерпевшей стороны

2.Согласие потерпевшей стороны

3.Форс-мажорные обстоятельства

4.Бедствия

5.Состояние необходимости

6.Репрессалии

7.Самооборона

Обстоятельства кодифицированы в документе - Проект статей "О международной ответственности государств за международные деяния"