Тема 6. ОБЩЕНИЕ

Вставьте недостающее слово или завершите фразу.

6.1. Каузальная атрибуция состоит в объяснении действий других либо свойственным им поведением, либо ситуацией.

6.2. В случае когнитивного диссонанса человек старается всячески обосновать сделанный выбор.

6.3. Склонность объяснять поведение человека на основе качеств, которые мы считаем у него главными, называется эффектом ореола.

6.4. При положительном отношении других людей к человеку согласованность (конгруэнтность) между реальным «Я» и его истинными чувствами и мыслями увеличивается.

6.5. Результатом неконгруэнтной коммуникации в семье является привычка к недоверию (или скрытности).

6.6. Сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на обстоятельства его глазами называется эмпатия.

6.7. Мысль, что все, с кем контактируешь, непременно должны тебя полюбить, иррациональна.

6.8. Приписывание включается в более общий план - установку.

6.9. Одним из условий развития межличностных отношений является психологический обмен.

6.10. Общение - это обмен информацией.

6.11. Человек ведет себя в соответствии с ожиданиями других.

6.12. Функция, реализующаяся в общении человека с самим собой, называется внутриличностной.

6.13. Привлекательность одного человека для другого называется аттракцией.

6.14. Предубеждение является следствием стереотипизации.

6.15. Согласованность вербальных и невербальных сигналов характеризует конгруэнтность общения.

Выберите правильный вариант ответа.

6.16. К эффектам восприятия не относится эффект …

А - новизны;

Б - атрибуции;

В - рефлексии;

Г - эха.

6.17. У собеседника - нога на ногу и в вашу сторону, для вас это означает:

А - «плюс-реакция»;

Б - «минус-реакция»;

В - нужно учесть другие знаки;

Г - привычную позу.

6.18. Радостная встреча отличается от вежливой встречи …

А - степенью воспитанности;

Б - степенью контроля действий;

В - степенью внимательности к партнеру;

Г - степенью проявления эмоций.

6.19. Жест «передний большой замок» означает …

А - агрессивность;

Б - энергичность;

В - чувство превосходства;

Г - отстраненность.

6.20. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он …

А - внушает доверие;

Б - безынициативен;

В - не похож на нас;

Г - агрессивен.

6.21. Отметьте неверный ответ. Руки непроизвольно перешли в «задний замок», это свидетельствует …

А - о самоуверенности;

Б - чувстве виновности;

В - потребности в «соломинке»;

Г - энергичности.

6.22. Жест «рука у рта» «читается» как проявление …

А - запрета на самоговорение;

Б - неуверенности;

В - агрессивности;

Г - зависимости.

6.23. Личная зона пространства общения равна …

А - 20-40 см;

Б - 50-120 см;

В - 2-3 м;

Г - зависит от энергетики человека.

6.24. Реципиент сообщения склонен …

А - легко менять установки;

Б - объективно расшифровывать сообщение;

В - проявлять избирательность восприятия;

Г - доверять информации.

6.25. Стереотип социального восприятия возникает …

А - при ограниченном предшествующем опыте;

Б - тенденции извлекать смысл из опыта;

В - полноте информации;

Г - избирательности информации.

6.26. Приписывание начинает действовать в условиях …

А - избытка информации о другом;

Б - сформированного мнения о другом;

В - дефицита информации о другом;

Г - отвлечённости информации.

6.27. Желание повлиять на другого человека связано со стремлением к…

А - успеху;

Б - власти;

В - признанию;

Г - самореализации.

6.28. Большинство людей учится понимать других …

А - изучая психологию;

Б - выслушивая мнения других;

В - путем проб и ошибок;

Г - подражая другим.

6.29. Мотивом для конструктивного взаимодействия является …

А - эмоциональный контакт;

Б - доминирование;

В - самовыражение;

Г - необходимость в поддержке.

6.30. Для равных взаимоотношений не подходит …

А - направленное влияние;

Б - власть;

В - сотрудничество;

Г - взаимодействие.

6.31. Обратная связь в общении должна отражать …

А - ваше мнение;

Б - ваше наблюдение;

В - ваши выводы;

Г - ваши социальные нормы.

6.32. К коммуникации не относится …

А - предмет взаимодействия;

Б - намерение говорящего;

В - стиль мышления;

Г - эмоциональное состояние.

6.33. Избирательное восприятие другого человека предполагает …

А - ответ на все средства коммуникации;

Б - ответ на некоторые из сообщений;

В - учет его мнения;

Г - ориентацию на невербальные сигналы.

6.34. Выражение чувств партнеру по общению помогает …

А - понять его;

Б - установить контакт;

В - избежать разногласий;

Г - оказать поддержку.

6.35. Наиболее разнообразные и сложные сообщения передаются …

А - по невербальному каналу;

Б - вербальному каналу;

В - неформальному каналу;

Г - люди стараются их не передавать.

6.36. На ранней стадии установления межличностных отношений наиболее полезен ответ …

А - с пониманием;

Б - оценивающий;

В - интерпретирующий;

Г - инструктирующий.

6.37. Соотнесите понятия с 1) функциями и 2) свойствами общения: дистантность __; интенция __; коммуникация __; конгруэнтность __; развитие личности __; спонтанность __.

Функции общения - интенция, коммуникация, развитие личности.

Свойства общения - дистантность, конгруэнтность, спонтанность.

6.38. Соотнесите вид социального воздействия с 1) эмоционально-негативными и 2) деловыми отношениями: просьба __; отклонение __; мнение __; антагонизм __; напряжение __; солидарность __.

Эмоционально-негативные отношения - отклонение, антагонизм, напряжение.

Деловые отношения - просьба, мнение; солидарность.

6.39. Соотнесите понятия 1) конгруэнтной и 2) неконгруэнтной коммуникации с их признаками: искренность __; скрытность __; спонтанность __; соответствие сигналов __; недоверие __; рассогласованность сигналов __.

Конгруэнтная коммуникация - искренность, спонтанность, соответствие сигналов.

Неконгруэнтная коммуникация - скрытность, недоверие, рассогласованность сигналов.

6.40. Соотнесите понятия с 1) коммуникативной, 2) интерактивной и 3) перцептивной сторонами общения: язык жестов __; эмоциональный отклик __; обмен действиями __; невербальные сигналы __; вознаграждение __; идентификация __; выигрыш __; обратная связь __; познание себя __.

Коммуникативный аспект - язык жестов, невербальные сигналы, обратная связь.

Интерактивный аспект - обмен действиями, вознаграждение, выигрыш.

Перцептивный аспект - эмоциональный отклик, познание себя, идентификация.

6.41. Соотнесите понятия с факторами 1) превосходства, 2) привлекательности партнера, 3) отношения к наблюдателю в ситуации знакомства: личностная переоценка __; предвзятость __; внешняя привлекательность партнера __.

Фактор превосходства - личностная переоценка.

Фактор привлекательности партнера - внешняя привлекательность партнера.

Фактор отношения к наблюдателю - предвзятость.

6.42. Соотнесите признаки со способами социального восприятия - 1) эмпатией, 2) аттракцией, 3) каузальной атрибуцией: поиск причины __; понимание __; удержание внимания партнера __.

Эмпатия - понимание.

Аттракция - удержание внимания партнера.

Каузальная аттрибуция - поиск причины.

6.43. Соотнесите цели с 1) перцептивной, 2) коммуникативной и 3) интерактивной сторонами общения: выработка общего смысла __; удержание внимания партнера __; ориентировка в партнере __.

Перцептивная сторона - ориентировка в партнере.

Коммуникативная сторона - выработка общего смысла.

Интерактивная сторона - удержание внимания партнера.

6.44. Соотнесите качества с 1) экспрессивными и 2) перцептивными навыками общения: наблюдательность __; тон __; объективность __; культура речи __; пластичность __; интерпретация жестов __.

Экспрессивные навыки - тон, культура речи, пластичность.

Перцептивные навыки - наблюдательность, объективность, интерпретация жестов.

6.45. Какие функции для эффективного общения должны совпадать: осознание, честность, противоречие, конфликт, переживание, выражение чувств?

Ответ: осознание, переживание, выражение чувств.

6.46. Расставьте в последовательности этапы психологического воздействия: убеждение __; подражание __; эмоциональное заражение __; внушение __.

Эмоциональное заражение; подражание; внушение; убеждение.

6.47. Расставьте последовательность воздействия на партнера с целью управления поведением: ведение __, присоединение __, следование __.

Присоединение, следование, ведение.

6.48. Расставьте понятия в последовательности, характеризующей манипулятивный, диалоговый, императивный типы общения: предписывающее управление __; равноправное управление __; скрытое управление __.

Скрытое управление; равноправное управление; предписывающее управление.

6.49. Расставьте последовательность фаз общения: фаза ориентировки __; фаза диалога __; контактная фаза __; фаза завершения __.

Контактная фаза; фаза ориентировки; фаза диалога; фаза завершения.

6.50. Расставьте последовательность этапов в модели коммуникативного процесса: что - по какому каналу - кто - с каким эффектом - кому.