Рассмотрим пример
В процессе обучения можно выделить как минимум 4 стороны:
содержательную (чему учить),
процессуальную (как обучать),
мотивационную (как активизировать деятельность учащихся)
и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся)
Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций:
Так, содержательнойстороне соответствуют концепции
содержательного обобщения,
генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов,
укрупнения дидактических единиц и др.
Процессуальной стороне –
концепции программированного,
проблемного,
интерактивного обучения и др.
Мотивационной –
концепции мотивационного обеспечения учебного процесса,
формирования познавательных интересов и пр.
Организационной –
идеи гуманистической педагогики,
концепции педагогики сотрудничества,
“погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин),
концентрированного обучения и др.
Рассмотрим основные положения концепции и технологии концентрированного обучения, целькоторого заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадцати предметов в течение учебной недели) изучается от одного до трех предметов.
Идея концентрированного обучения ненова, она была распространена в ряде стран (США, Швеция, Германия и др., в России эта идея нашла применение в высшей школе).
В 80-е годы вновь обратились к реализации концепции концентрированного обучения и стали разрабатывать на ее основе соответствующие технологии
Технология концентрированного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на изучении одного-двух предметов за счет сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин, концентрации изучения учебного материала на определенных повторяющихся отрезках времени.
В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя) может быть несколько разновидностей таких технологий:
1.Существует технология концентрированного изучения одного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов. В этом случае общее годовое количество часов делится примерно поровну на четыре части. Далее по 4-6 уроков в день изучается только этот предмет в течение времени, отводимого учебным планом на изучение этой части. Получается, что в течение учебного года происходит четыре погружения в один предмет.
2.Другая разновидность технологии предполагает укрупнение второй организационной единицы - учебного дня. Количество учебных предметов в течение недели не меняется и соответствует учебному плану, но их изучение концентрируется во времени: в течение учебного дня изучается два-три предмета.
3.Третья разновидность предполагает укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на год, не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели: в течение учебной недели изучается не более двух-трех дисциплин.
Достоинства технологии концентрированного обучения:
*устранение многопредметности и разбросанности расписания снимает нервное напряжение учащихся и учителей, благотворно сказывается на физическом состоянии и здоровье детей;
*укрупнение организационных форм процесса обучения способствует целостности (по крайней мере, снимает раздробленность) в развитии мотивационной сферы (нет постоянной смены мотивов учения), интеллектуальной (концентрируется внимание на относительно завершенном блоке учебного материала, успешно формируются способы умственных действий, плодотворно развиваются познавательные и учебные умения, системно и основательно усваиваются знания) и других сфер;
концентрация обучения дает значительную экономию учебного времени!!
Использование данной технологии не требует специального программного обеспечения