Формирование поэтики классицизма. Теории Буало и Багте в восприятии русских теоретиков классицизма Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковского.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип «подражание природе», классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Эстетика К. устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, а в живописи — исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера — государственная жизнь или религиозная история, их герои — монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в живописи — т. н. «малый жанр» — пейзаж, портрет, натюрморт). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

К. в литературе. Поэтика К. начинала складываться в эпоху Позднего Возрождения в Италии (в поэтиках Л. Кастельветро, Ю. Ц. Скалигера), но как целостная художественная система К. сформировался лишь во Франции 17 в., в период укрепления и расцвета абсолютизма.

К. в России зародился во 2-й четверти 18 в. под идеологическим влиянием эпохи Петра I (с её пафосом безусловного подчинения личности сознательно понятым общенациональным интересам) в творчестве первых русских просветителей — зачинателей новой русской литературы А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Идея естественного равенства людей, усвоенная русским просветительством 18 в., стала основой его социологических и этических построений, а в литературе К. обусловила обращение к разработке этической сущности человека. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствие автора (отношения к изображаемому). Поэтому опыт западноевропейского К. был подвергнут существенной переработке; в русском К. получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (Кантемир), басня (А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, В. П. Петров, Г. Р. Державин). В тематике трагедий преобладают национально-исторические сюжеты (Сумароков, Я. Б. Княжнин, Н. П. Николев), а в их стиле — лиризм и «рупорность» основных персонажей, прямо высказывающих любимые идеи автора. К. пережил сложную историю становления и выработки своей эстетики от 1730-х до 1790-х гг., когда против него выступили сторонники нового литературного направления — сентиментализма. Перестав удовлетворять общественным потребностям, К. оставил в наследство русской литературе 19 в. пафос гражданственности и сатирического обличения. После статей В. Г. Белинского в русской академической науке и критике надолго установилось отрицательное отношение к К., преодоленное только в работах советских исследователей.

Своеобразие русского классицизма. Время возникновения и в связи с

этим влияние идеологии Просвещения. Идея о воспитании, образовании как одна из ведущих в классицизме (Кантемир, Сумароков и др.) Ориентация драматургии на решение остро-злободневных проблем, отсюда политический характер конфликта (не борьба между долгом и чувством, а несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической страсти с представлениями о власти, осуществляемой на благо подданных). Два течения в русском классицизме: рационально-логическое (Ф.Прокопович, А.Кантемир, А.Сумароков) и эмоционально-риторическое (М.Ломоносов, В.Тредиаковский). Реформирование русского стихосложения и литературного языка, создание и упорядочивание жанрово-стилевой системы как одна из первоочередных задач, стоявших перед литературой русского классицизма.

III.2. В.К.Тредиаковский (1703-1769)

Биография и личность поэта; место в литературной жизни 1730-1750-х

годов. Начало творческого пути. Перевод романа П.Тальмана "Езда в остров Любви". Значение перевода: первый любовный роман в русской литературе XVIII века. Аллегоризм стиля: взаимодействие стиха и прозы в тексте романа. Роль предисловия к роману. Вопрос о необходимости ведения "светского" литературного языка. В.Тредиаковский и реформа русского стихосложения. Состояние русского стиха к 30-м годам XVIII столетия; причины, сделавшие реформу необходимой. "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) Тредиаковского - начало реформы русского стихосложения. Принципы силлаботоники на страницах трактата; Тредиаковский об устном народном творчестве как источнике реформы. Определение стоп и метров. Вопросы, не разрешённые в работе Тредиаковского. Открытия Тредиаковского в поэзии: новые темы (изображение любви, природы, воспитание и др.), новые жанры. Своеобразие жанров оды и элегии в лирике поэта. Применение новых принципов стихотворной техники. "Тилемахида" (1756) и её место в творчестве Тредиаковского. Роман Фенелона "Похождения Телемака" и перевод Тредиаковского. Социально-политическая проблематика, идеи Просвещения на страницах произведения. Взгляд Тредиаковского на проблему государственной власти, идеальной монархии, просвещённого правления. Средства создания высокого стиля в произведении, их соотношение со стилевым контекстом эпохи. Судьба "Тилемахиды" в соз-нании современников.

III.3. М.В.Ломоносов (1711-1765) Жизненный и творческий путь Ломоносова. Разносторонние интересы поэта-ученого, Ломоносов в литературной и культурной жизни эпохи (деятельность в Академии наук, литературная полемика). Ломоносов как реформатор русского стихосложения и литературного языка. Знакомство с трактатом Тредиаковского "Новый и краткий способ к сложению российских стихов...". Нерешенные в работе Тредиаковского вопросы; предпосылки продолжения реформы. "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739) Ломоносова и его место в истории русского стиха. Ломоносов о законах национального русского стихосложения, связях стиха литературного с традициями устной народной поэзии, с законами языка. Принципы силлабо-тоники на страницах "Письма": вопросы метра, ритма, рифмы, поэтического синтаксиса. Взгляд

Ломоносова на ямб и русская поэзия XVIII-XIX веков. Учение Ломоносова о "трёх штилях" в статье "О пользе книг церковных в российском языке" (1757) и его значение для теории русского классицизма. М.Ломоносов как основатель эмоционально-риторического русла в русском классицизме. Теория "лирического восторга" и одическая поэзия Ломоносова. Типология и своеобразие ломоносовских од. Композиция оды, особенности параллельного и последовательного ведения нескольких тем в стихотворении. Лирический беспорядок в оде. Средства художественной выразительности в оде: метафоры, олицетворения, эпитеты, развернутые сравнения, звукопись, символика. Гражданственный и просветительский пафос одической лирики Ломоносова. Влияние творчества Ломоносова-одописца на русскую литературу XVIII - первой половины XIX века. Образ Петра I в одах, его значение для формирования авторских идеалов; художественные средства обрисовки. Поэма "Петр Великий": замысел поэта и художественное воплощение. Вступление к поэме как выражение взглядов Ломоносова на сущность жанра. Стилевое своеобразие поэмы. Не-одическая поэзия Ломоносова: анакреонтика, лирическая поэзия. "Разговор с Анакреонтом" как поэтический манифест Ломоносова. Решение

проблемы поэта и поэзии в духе гражданственного классицизма. История создания, композиция стихотворения; место его в полемике с эпикурейской поэзией. "Я знак бессмертия себе воздвигнул...", "Кузнечик дорогой, коль много ты блажен..." и другие переводы и их особенности. Своеобразие научно-философской поэзии Ломоносова ("Утреннее размышление...", "Вечернее размышление..."). Рациональное и эмоциональное в стихотворениях; традиции гимна и элегии; молитвенный пафос. Картины мироздания, своеобразие их художественного воплощения. Научные идеи в стихотворении, их место в ряду духовных прозрений поэта.

III.4. А.П.Сумароков (1717-1777)

Жизненный и творческий путь писателя. Широта интересов, участие в литературной полемике эпохи. А.Сумароков как теоретик русского классицизма.“Эпистола о стихотворстве” и её значение. “Поэтическое искусство” Н.Буало и теоретические воззрения Сумарокова: проблема преемственности. Рационализм воплощённого в эпистоле взгляда на литературное творчество. Нормативный характер трактата. Строгое разграничение жанров и стилей - главное правило классицизма, его место в трактате Сумарокова. Характеристика основных жанров классицизма в “Эпистоле…”. Мысль о равнозначности поэтических жанров. Значение деятельности Сумарокова - теоретика классицизма.

Многообразие жанров в творчестве писателя. Жанр оды. Типология од

Сумарокова, их тематика и художественные особенности. Поучение и критика в торжественных одах писателя. Сумароков и одическая традиция Ломоносова (пародия на Ломоносова в "Одах вздорных"). Элегия Сумарокова: формирование лирического начала. Жанр лирической песни в эпистоле "О стихотворстве", основные требования к стилю песен. Лиризм произведений, связь с устной народной поэзией. Лирические песни Сумарокова и их влияние на по-

следующее поколение поэтов.Традиции сатир Кантемира и новаторство жанра сатиры в творчестве Сумарокова. Композиция, система образов, личность автора. Стихотворения "О благородстве", "Пиит и друг его". Сатирический хор "Ко превратному свету".

Жанр притчи - начало формирования русской классической басни в творчестве Сумарокова. Тематика и проблематика произведений; исследование общественного значения нравственных и социальных пороков. Построение басен, образный строй. Вольный (разностопный) ямб в притчах Сумарокова и его значение в истории русской литературы. Сумароков как первый русский драматург. Историко-литературное значение и эстетическая ценность жанра трагедии, разрабатывавшегося писателем. Роль западно-европейской литературной традиции в формировании взглядов Сумарокова на трагедию. Общественно-историческая проблематика пьес и характер конфликта. Особенности композиции классицистической тра-

гедии в пьесах Сумарокова. Правило "трёх единств". Построение системы персонажей, особенности изображения человека. Своеобразие языка и стиха трагедий. "Димитрий Самозванец" как тираноборческая трагедия. Принципы классицизма и их воплощение в пьесе. Образ тирана на троне и проблема народного бунта. "Димитрий Самозванец" А.Сумарокова и "Вадим Новгородский" Я.Княжнина. Комедии Сумарокова. Особенности пьес 1750-х годов. Фарсовое начало,

условность фабулы, традиционность конфликтов и персонажей в пьесах: "Тресотиниус", "Чудовищи" и др. Сатира на Тредиаковского в комедиях. Эволюция жанра в творчестве Сумарокова 1760-х годов. Социальные мотивы в комедиях "Опекун", "Лихоимец", "Ядовитый". Влияние западно-европейской "слёзной" драмы.

Новый этап в творчестве писателя. Комедии 1770-х годов. "Рогоносец по воображению" как бытовая комедия. Особенности обрисовки характеров и своеобразие речевых характеристик в пьесе. "Рогоносец по воображению" А.Сумарокова и "Бригадир" Д.Фонвизина.