Деловая игра
Личный состав учебной группы заранее делится на подгруппы, для каждой из которых определяется ситуация, связанная с решением споров в семейных правоотношениях.
Во время проведения деловой игры преподаватель находится с группой в закрепленной за ними аудитории. В процессе проведения деловой игры преподаватель контролирует работу обучающихся, отвечает на возникающие у них вопросы, отмечает наиболее активных и подготовленных по теме: «Алиментные обязательства членов семьи», а также тех, у кого возникают затруднения при анализе моделируемых ситуаций.
По окончании деловой игры, преподаватель оценивает правильность выполнения заданий, анализирует работу каждого игрового коллектива и отмечает по итогам проведения деловой игры лучший коллектив и наиболее активных и подготовленных обучающихся по теме «Алиментные обязательства членов семьи».
По результатам проведения деловой игры каждому обучаемому учебной группы выставляется объективная оценка.
Типовые задания
1. Фронтальный опрос в целях проверки подготовленности курсантов к практическому занятию.
- Вопросы для фронтального опроса:
- Какие виды алиментных обязательств выделены в Семейном Кодексе?
- Раскройте характерные признаки алиментных обязательств?
- В каких формах родители предоставляют содержание своим детям?
- Каков порядок заключения соглашения об уплате алиментов?
2. Формирование игровых коллективов, распределение ролей:
по заданию 1:
- Виктор Лютиков;
- жена Лютикова Ольга;
- судья.
по заданию 2:
- Потапкина Людмила Викторовна;
- дочь Потапкиной;
- судья.
3. Назначение экспертов для оценки игрового коллектива и его участников.
Задание 1
Виктор Лютиков, после того как был лишен родительских прав по отношению к своему сыну Андрею, по настоянию жены Ольги вместе с ней составил соглашение об уплате алиментов на сына. В соглашении они указали, что Виктор Лютиков должен был уплачивать алименты в размере 3000 рублей ежемесячно, что составляет ¼ его заработка. Однако из его заработка стали высчитывать 8000 рублей. При внимательном рассмотрении текста соглашения об уплате алиментов Виктор обнаружил подделку. При рассмотрении дела в суде факт подделки был подтвержден экспертизой. Ольга отрицала факт подделки, тем не менее, суд вынес решение поддельности соглашения об уплате алиментов. В истребовании обратно выплаченных алиментов Виктору Лютикову было отказано.
1. Дайте правовую оценку решению суду. В каких случаях суд не вправе был бы отказать Виктору Лютикову в истребовании выплаченных им алиментов?
2. Какие действия Виктор Лютиков должен предпринять для истребования обратно алиментов, выплаченных им по поддельному соглашению об уплате алиментов?
Задание 2
Потапкина Людмила Викторовна обратилась в суд с иском о взыскании со своей совершеннолетней дочери алиментов в размере 5000 рублей. В обоснование заявленных требований указала, что она достигла пенсионного возраста, является инвалидом 1 группы по зрению, получает пенсию, но указанных денежных средств ей недостаточно для проживания с учетом состояния здоровья и возраста. Необходимы дополнительные средства для покупки медикаментов и оказания помощи по дому. Соглашение об уплате алиментов она с дочерью не заключала. Ответчицу воспитывала до ее совершеннолетия, от выполнения обязанностей родителя не уклонялась, родительских прав не лишалась. У Потапкиной Л.В. есть еще одна совершеннолетняя дочь, которая оказывает матери материальную поддержку, ухаживает за ней, оказывает помощь по дому.
Какое решение вынесет судья?
Критерии оценивания компетенций (результатов)
№ п\п | Критерии оценки | Поощрение | Штраф |
Соблюдение регламента | до +3 | до – 3 | |
Организованность работы игровой группы | до +5 | до -5 | |
Использование игровым коллективом технических средств обучения и подготовленных самостоятельно материалов | до +10 | ||
Оригинальность выступления | до +10 | ||
Активность работы игровой группы | до +10 | до – 10 | |
Новизна (содержания, формы, оформления) | до +10 | ||
Использование материалов судебной практики, юридической публицистики, историко-художественных примеров и другого опыта юридической и правоохранительной деятельности | до +10 | ||
Стиль общения в игровой группе: –деловой; – авторитарный; – конфликтный; | до +10 | до -15 до – 30 |
45 баллов и выше – «отлично»;
35 баллов и выше – «хорошо»;
25 баллов и выше – «удовлетворительно»;
менее 25 баллов – «неудовлетворительно».