ДИАЛЕКТИКА ОТНОШЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Взаимодействие фольклора и профессионального искусства носит характер заимствования в той или иной форме профессиональным искусством фольклорных текстов, мелодики, выразительных средств и т. д. и, наоборот, включение в фольклорный процесс элементов и различных явлений из профессионального искусства. Этот процесс обусловлен как "исторической" памятью профессионального искусства, так и постоянно возникающей необходимостью выверять логику исторического движения с объективными реалиями художественного процесса. На различных этапах развития профессионального искусства его взаимодействие с фольклором имеет свои характерные черты и отличается или прямыми заимствованиями, или опосредованными связями. Даже на первый взгляд кажущиеся искусственными или плодом развития цивилизации новейшие формы и жанры искусства несут в себе в своеобразно преломленной форме элементы фольклорных заимствований или фольклорного влияния.
Взаимосвязь фольклора и профессионального искусства - проблема, которая не впервые ставится в науке и получает каждый раз решение, обусловленное временем.
Важно не только рассмотреть механизмы, пути, эстетические основы взаимодействия форм творчества, но наметить методологические моменты этого процесса, его историко-культурные и эстетические предпосылки, трансформации и историко-стадиальные особенности. В контексте данного подхода для нас важно наметить исходные понятийные позиции, ибо используемые термины в этом случае принимают на себя специфическое смысловое наполнение.
Понятие "профессиональное искусство" в современном искусствоведении имеет скорее условное, нежели конкретное предметное поле. Для нас профессиональное искусство означает прежде всего институционализированное и меркантилизированное искусство, которое соотносится с процессами социальной дифференциации и в значительной степени отражает художественные вкусы и эстетические ориентации элиты. Это не означает, что другие слои населения в определенных условиях не могут пользоваться ценностями профессионального искусства, не приобщаются к ним. Речь идет о первоистоке, авторе, создателе произведения профессионального искусства, о его функционировании и взаимоотношении: исполнитель (художник) — потребитель. Не менее условен и термин "народное искусство". В данном контексте народное искусство понимается как не институционализированное явление, развивающееся в сфере бытовой жизни человека.
При анализе отношений народного творчества, фольклора и профессионального искусства нередко исходят из модели культуры, сложившейся на поздних этапах, перенося ее на ранние эпохи, для которых эта модель может быть неадекватной. Оппозиция профессионального искусства и фольклора, по крайней мере в поздней истории, предстает результатом противоречий, постепенно возникающих между интеллигенцией и массами. Правда, профессиональное искусство в его особой религиозной форме существовало и до появления на исторической сцене интеллигенции. Духовенство стимулировало развитие религиозного искусства, а народ создавал свое, народное искусство, не во всем соответствующее канонам религии.
Но в этом противоречии было и единение, которое впоследствии станет основной движущей силой развития как народного творчества, так и профессионального искусства. Художественной деятельностью могли заниматься представители всех сословий и социальных групп. Поскольку не произошло выделения художественной деятельности, не могло быть и профессионализации в искусстве, в котором еще не обособились эстетические функции от утилитарных и религиозных. Хотя применительно к народному творчеству можно говорить об особом варианте институционали-зации — не государственной, а социально-культурной.
Произрастая на базе фольклора, профессиональное искусство не могло не нести на себе его характеристик, организационных форм и жанров. Закономерно, что средние века в России и Европе не демонстрируют резкого расхождения, а тем более противопоставления народной и профессиональной культуры. В средневековье народная культура занимала исключительное место, остава-
Раздел III. Лекция 19
ясь по сути дела формой светской и элитарной (для князей, бояр, затем помещиков и дворянства) культуры.
Становление элитарного искусства, деятельность первых профессиональных музыкантов, драматургов, писателей несли на себе ярко выраженное единство с народным творчеством, фольклорными традициями.
Важно учитывать и еще один немаловажный момент: появление в российской культуре европейской ветви искусства — игры на скрипке, рояле, медных и деревянных духовых инструментах, а также зарождение по образцу европейского русского театра, русского танца, изобразительного искусства в ХУП-ХУШ вв. Поэтому, рассматривая вопрос о взаимодействии фольклора и профессионального искусства, необходимо иметь в виду два различных аспекта: первый связан с осмыслением этого процесса в искусстве, базирующемся на фольклорных произведениях и развивающем их текстовую, эстетическую, смысловую, содержательную, метроритмическую природу. К таким жанрам относятся: народные хоры и ансамбли народных инструментов, ансамбли народного танца, фольклорный театр. Они связаны органически с фольклорным началом, их репертуар основывается на фольклорных произведениях и образцах, их вводят в художественный процесс, обрабатывают, аранжируют и на их основе создают авторские композиции и т.д. Эта связь фольклора и профессионального искусства имеет в известном смысле открытый, или прямой, характер. Складывается достаточно прослеживаемое поле взаимодействия, взаимодополнения профессионального искусства и фольклора во всех его видах — аутентичном, традиционном, авторском.
Более завуалирована, скрыта и труднее просматривается связь фольклора с элитарным искусством европейского типа, к которому относятся балет, опера, симфоническая и инструментальная музыка, классический драматический театр, изобразительное искусство. Эти жанры элитарного искусства не всегда несут на себе видимые черты не только связи с народным творчеством, фольклором, но и вообще с национальным искусством, хотя безусловно они тесно связаны с национальным менталитетом. Зарождение и развитие элитарного искусства вплоть до самых современных его форм и течений происходило на основе тысячелетнего опыта народной художественной культуры с использованием ее формообразующих элементов, выразительных и изобразительных средств. Можно также отметить, что элитарное искусство в процессе развития получило в каждой стране, у каждого народа свои ярко выраженные национальные черты и особенности. Русский балет от П.Чайковского до С.Прокофьева и Д.Шостаковича, русская сим-
Диалектика фольклора и профессионального искусства 269
фоническая музыка от М.Глинки до В.Гаврилина, русский театр от Д.Фонвизина до А.Вампилова приобрели ярко выраженные черты национального искусства, национальный колорит.
Однако и процесс взаимодействия элитарного искусства с фольклором также двусторонний: не только элитарное искусство заимствует от фольклора, но и последний подвержен влиянию первого. Безусловно, что ни по интенсивности, ни по масштабности заимствований эти стороны или направления единого двустороннего процесса нельзя сравнить — элитарное искусство дает фольклору значительно меньше, в большей степени испытывая влияние, чем заимствуя. Элитарное искусство заимствует все, перерабатывая в различной степени, отходя от первоначального текста и духа фольклорного произведения.
На разных этапах истории взаимодействие фольклора и элитарного (профессионального) искусства отличалось своеобразием. История элитарного искусства начинается с формирования элиты (интеллектуальной, творческой, научной, технической). Очевидно, на первом этапе фольклор представлялся прямым, непосредственным предтечей профессионального искусства. Первые композиторы, исполнители, драматурги, литераторы создавали свои сочинения по образу и подобию фольклорных произведений.
Профессиональными композиторами, художниками, мастерами, актерами в России становятся выходцы из народа, например композиторы М.Соколовский, Е.Фомин, В.Пашкевич, И.Хан-дошкин. В их творчестве широко используются народные песни в различном преломлении: методом прямого изложения, вариационного развития, многоголосной полифонии, фактурного изложения (например, гусельные аккорды или приемы балалаечных наигрышей, бурдонирующие басы и т.д.). В творчестве композиторов следующего поколения (М.Глинка, А.Даргомыжский) народная музыка, народная песня не только прямо вводятся в текст, но и пропитывают их сочинения (мелодию, гармонию). Фольклорные тексты использовались в инструментальных пьесах композиторами разных стран и народов И.Брамсом (венгерские танцы), А.Дворжаком (славянские танцы), П.Сарасате (цыганское каприччио), М.Глинкой ("Камаринская") и т.д.
Распространенным явлением в музыке русских композиторов до начала XX в. становится широкое использование народной песни, народных текстов и их введение в исполнительские традиции. В фантазии для оркестра «Камаринская» М.Глинка блестяще использует фольклорные традиции, поднимает их на высоту художественного значения, определившего на многие годы развитие русского симфонизма. П.Чайковский писал, что «русская симф<>
270 Раздел III. Лекция 19
Диалектика фольклора и профессионального искусства______ 271
ническая школа вся в "Камаринской" , подобно тому как весь ду в желуде».
Развивая традиции фолыслоризма, М.Балакирев, А.Бородин, М.Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, а затем С.Прокофьев, А.Петров, В.Гаврилин сделали еще один шаг в освоении богатства народной музыки. Так, звучание гудка имитируется Н.Римским-Корсаковым в 3-м действии оперы "Снегурочка" в песне Бобыля про бобра ("Купался бобер"). В 1-м действии оперы А.Бородина "Князь Игорь" два гудошника Скула и Ерошка в сцене на княжеском дворе Владимира Галицкого распевают под звуки своего гудка разудалую, залихватскую песню. "Снегурочка" изобилует сценами, рисующими картины обрядов Древней Руси (проводы масленицы, хоровод, свадебный обряд ), в песнях Леля слышны пастушьи наигрыши.
Аналогичные примеры общего стилевого характера можно привести из 3-й части "Богатырской симфонии" А.Бородина, воспроизводящей эпическую песню древнего певца Бояна, из "Русской фантазии" А.Глазунова, посвященной основоположнику оркестра русских народных инструментов В.Андрееву.
В опере Н.Римского-Корсакова "Садко" воспроизводится жизнь и быт раннефеодального Новгорода. Опера пропитана народно-песенными интонациями, элементами былинного эпоса, в ней имитируется звучание народных инструментов. Песня "Высота ль, высота поднебесная" построена на подлинно былинной песне, заимствованной композитором из сборника Кирши Данилова - первого нотного сборника древнеславянской музыки. Широко известная музыка пляски скоморохов, построенной на теме подлинной скоморошьей погурки "Уж ты, Ваня".
Аналогичные заимствования можно видеть в экспозиции 2-го концерта для фортепиано С.Рахманинова, где имитируется колокольный звон, придающий музыке русский колорит.
Развитие русской элитарной культуры в ХУШ - ХГХ вв. прошло под знаком ее фольклорности, прямого перенесения в нее фольклорных традиций, языка, художественных средств и приемов народного искусства. Это касается не только музыки композиторов, о которых речь шла выше. Не менее интересно предстает эта линия в творчестве поэтов и писателей - от А.Пушкина до Л.Толстого и П.Бажова и от Н.Некрасова до С.Есенина, В.Хлебникова и Н. Клюева.
Драматургия от Д.Фонвизина до А.Островского по-своему переживала процесс адаптации фольклорных традиций, идущих от русского фольклорного театра; то же можно сказать и об изобразительном искусстве, фольклорная линия в котором наиболее ярко выразилась в полотнах В.Васнецова, Н.Бшшбина, А.Серова и др.
Общая фольклорная направленность русской элитарной художественной культуры XVIII — ХГХ вв. общеизвестны. В ее развитии можно отметить несколько важных аспектов.
Во-первых, русская элитарная художественная культура, опиравшаяся на фольклорные традиции, предстает как ярчайшее явление, отразившее глубины народного самосознания и духовных традиций.
Большую часть художественных поисков в начале XX в., во всех жанрах элитарного искусства русские художественные крити-
ки и эстетики связывали с необходимостью освоения народных традиций, что не всегда наблюдалось в практике.
"Искатели новых форм музыкального творчества" забрели в тупик, запутались в хитрых комбинациях хроматических модуляций, энгармонических замен, гармонии в тоновой гамме и т.д. Но они не видят, что есть новая оригинальная область, открывающая огромные перспективы, — русская песня. Здесь могут быть найдены новые законы гармонии, дано новое направление искусству, здесь — новый источник вдохновения... И слишком мало пройдено еще по этому пути сравнительно с тем, что остается сделать. Остается пожалеть, что русские консерватории не ввели у себя до сих пор особой кафедры изучения русской песни. Ученые теоретики мало интересуются ею. Современные композиторы в большинстве случаев лишь "снисходят» до нее"1, — говорилось в одной из статей начала века. Эти поиски, на острие которых находились А.Скрябин, С.Рахманинов, С.Прокофьев, народность искусства которых впоследствии проявилась в полной мере, характеризуют наступление новой волны в осмыслении фольклорных традиций.
Во-вторых, элитарная художественная культура на рубеже XIX-XX вв. обострила интерес к фольклору, но не к его вторичным формам существования как материала, "сырья" для профессиональных композиторов, художников, драматургов, поэтов, а к подлинным, аутентичным формам и текстам. В связи с этим можно отметить важную роль элитарной культуры в жизни фольклора: элитарная культура впервые представила широкой публике фольклор как самоценность (народную песню, народные музыкальные инструменты, танцы, народную драму и т.д.).
Деятельность профессиональных музыкантов, поэтов, художников, композиторов явилась объективной предпосылкой "выхода" на сцену аутентичных слоев фольклора, в первую очередь, естественно, крестьянского. Русское инструментальное искусство благодаря усилиям В.Андреева и его соратников, народная песня в исполнении хора воронежских крестьян под руководством М.Пятницкого — наиболее яркие, но далеко не единственные примеры самоутверждения фольклора.
Элитарная художественная культура явилась катализатором не только возникновения интереса к фольклору со стороны профессиональных деятелей искусства, но и самостоятельного его представления широкой публике, специального показа фольклорной традиции. В этом представлении долгое время усматривали и усматривают не подлинный интерес к традициям, не их возрас-
Русская песня//Новь.1914. 31 января.
272__________________ Раздел III. Лекция] 9
тающую для каждого этапа истории ценность, а своего рода интерес к экзотическому началу в народной культуре. Профессиональные художники нередко эксплуатируют именно это начало, концентрируя на нем основное внимание. Происходит выхолащивание из традиционного фольклора его смыслового содержания, философской и нравственной основы. На поверхности оказываются примитивизм и повторяемость фольклорных формул, формализованное зрелищное начало, которое и трактуется как фольклор.
Что первично в культуре, почему определенные ее явления отходят на задний план или совсем сходят с исторической авансцены, пытались определить в середине ХГХ в. многие, и среди них один из основоположников русской эстетики Н.Г.Чернышевский. Художники, поэты заимствовали в народной поэзии, музыке, живописи образы для своего творчества. Но результаты их творчества и народная поэзия, музыка, искусство оказываются как бы на разных полюсах по своим эстетическим, социальным критериям. Народное искусство рассматривается как не отвечающее в полной мере духу и запросам современников. В наиболее полемической форме эту мысль высказал Н.Г.Чернышевский, касаясь народных песен. По его словам, «мы не думали ставить, как это многие думают, пение цыганского хора вьппе оперы или концерта... не считаем "Древних русских стихотворений" Кирши Данилова вьппе "Стихотворений Пушкина"1. Народная поэзия, с одной стороны, «полна жизни, энергии, простоты, искренности, дышит нравственным здоровьем», но, с другой стороны, в ней есть известная ограниченность содержания и форм. Почему немцы читают Гете и Шиллера, а не Нибелунгов, русские - Пушкина, а не Киршу Данилова? Цивилизуясь, народ перестает удовлетворяться народной поэзией»2.
Подобная постановка вопроса излишне заострена и предопределяет ответ: «читают - не читают», «поют - не поют». Весь мир проходит свое взросление через народную сказку, народную песню, обр'яд и, становясь взрослым, человек не забывает традиционных форм культуры. Многие из них становятся для него естественными, бытовыми явлениями. Параллельно, наряду с ними он осваивает и новые формы художественной культуры, созданные профессиональными художниками, поэтами, композиторами. Однако это не означает, что он перестает читать русские сказки, петь народные песни, танцевать народные танцы, воспринимать красоту изделий народных промыслов.
Вторая половина XX в. еще более усложнила процесс взаимодействия фольклора и элитарной культуры. Можно говорить не только о разных ракурсах этой проблемы, но и о кардинальном изменении процесса взаимодействия. Метод прямых заимствований фольклорных текстов, образов, мелодики, приемов уступил-место использованию общих фольклорных приемов сохранения народного духа в произведениях. Пропущенная через внутренний мир художника, композитора фольклорность предстает как на-
_______ Диалектика фольклора и профессионального искусства____ 273
циональный колорит произведения. При этом не только классическое направление в элитарном искусстве, но и массовое искусство, его наиболее популярные современные формы обращаются к фольклору, ищут пути и способы использования его наиболее привлекательных и сильных сторон.
Разнообразием отличается и взаимодействие фольклора аутентичного с профессиональным искусством народного типа. Последнее не только продолжает активно использовать текст, средства, лексику, приемы из фольклора, но и активно их модернизирует, приспосабливает к сцене, порождает иной облик их художественного осмысления. Таковы, например, многие пьесы для оркестра русских народных инструментов Н.Будашкина ("Сказ о Байкале", 1-я русская рапсодия, концерт для домры с оркестром и др.). "Сказ о Байкале", построенный на основе мелодии известной песни "Славное море, священный Байкал", получает мощное эпическое звучание, предстает как крупное художественное историческое полотно, доходчиво доносящее до слушателей содержательно-смысловую канву произведения.
Впечатляюще выглядят многие обрядовые и игровые постановки для народного хора, осуществленные В.Захарченко ("Казаки на привале", обряд "Свадьба" и др.). Композитор достигает органическогоимодействия. Метод прямых заимствований фольклорных текстов, образов, мелодики, приемов уступил-место использованию общих фольклорных приемов сохранения народного духа в произведениях. Пропущенная через внутренний мир художника, композитора фольклорность предстает как на-
_______ Диалектика фольклора и профессионального искусства____ 273
циональный колорит произведения. При этом не только классическое направление в элитарном искусстве, но и массовое искусство, его наиболее популярные современные формы обращаются к фольклору, ищут пути и способы использования его наиболее привлекательных и сильных сторон.
Разнообразием отличается и взаимодействие фольклора аутентичного с профессиональным искусством народного типа. Последнее не только продолжает активно использовать текст, средства, лексику, приемы из фольклора, но и активно их модернизирует, приспосабливает к сцене, порождает иной облик их художественного осмысления. Таковы, например, многие пьесы для оркестра русских народных инструментов Н.Будашкина ("Сказ о Байкале", 1-я русская рапсодия, концерт для домры с оркестром и др.). "Сказ о Байкале", построенный на основе мелодии известной песни "Славное море, священный Байкал", получает мощное эпическое звучание, предстает как крупное художественное историческое полотно, доходчиво доносящее до слушателей содержательно-смысловую канву произведения.
Впечатляюще выглядят многие обрядовые и игровые постановки для народного хора, осуществленные В.Захарченко ("Казаки на привале", обряд "Свадьба" и др.). Композитор достигает органического соподчинения народных песен (или их мелодики) и музыки авторской, но народной по духу, складу, поэтическим текстам, аранжировке и т.д. Таким образом, на сцене предстает созданное по законам сценического искусства полотно народной жизни с ее колоритом, языком, художественной аурой.
Противоречие проявляется в том, что профессиональное искусство (произведения для народного оркестра Н.Будашкина, А.Холминова, В.Бояшева, В.Бибергана и др.), творчество многих профессиональных ансамблей народной песни рассматривается как фольклор. Но это типичный фольклоризм. В этом подражании, копировании нет чего-либо отрицательного, неприемлемого. Такое искусство может и должно развиваться, идти по линии подъема профессионализма и художественности, но не выдавать себя за фольклор. В таком случае к нему можно отнести (с большой долей правомерности) многие сцены, отрывки, действия из уже названных опер Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, М.Глинки, П.Чайковского.
Фольклор в профессиональном искусстве проявляется в виде одной из разновидностей фольклоризма, по аналогии с фолькло-ризмом художественной самодеятельности.
Называть это явление фольклором — значит, не только вносить путаницу в понимание аутентичности, традиционности фольклора.
1 Чернышевский Н.Г. Песни разных народов//Полн.собр.соч. Т. II, М., 1949. С. 294
2 Там же. С. 304-305.