Общие рекомендации.

В определенной мере к отработке этой темы учащийся подготовлен знаниями и навыками, приобретенными по предметам «Правила дорожного движения», «Основы управления автомобилем и безопасность движения», а также выполненными на предыдущих занятиях упражнениями на автодроме. В данной же теме происходит дальнейшее углубление и закрепление приобретенных знаний и навыков применительно к более сложным маневрам, выполняемым в ограниченном пространстве . в условиях автодрома.

Тема состоит из двух занятий: 1/ развороты, 2/ маневрирование в ограниченных проездах.

Учитывая характер отрабатываемых маневров, все упражнения темы должны мастером объясняться и показываться особенно тщательно, все время, подчеркивая, что маневрирование в ограниченных проездах требует от водителя большой осмотрительности, осторожности, строгого соблюдения мер безопасности, в частности:

- обязательного применения предупредительной сигнализации и
оценки дорожной ситуации;

- перед остановкой автомобиля поворачивать рулевое колесо в сторону,
обратную направлению предстоящего разворота;

- остановки в ограниченных проездах делать, плавно тормозя
автомобиль;

- ни в коем случае не вращать рулевое колесо у стоящего автомобиля;

- для успешного движения через ограниченные проезды следует
учитывать габаритные размеры автомобиля и форму ворот (простые,
арочные, тоннельные).

При въезде и выезде из ворот надо следить за тем, чтобы автомобиль находился на одинаковом справа и слева расстоянии от боковых ограничителей ворот; при этом надо следить за прохождением крайних точек бампера и переднего крыла, а также заднего колеса.

Въезд в ворота на противоположной стороне отрабатывается сначала передним, затем задним ходом.

Перед тем, как учащийся приступи'!' к выполнению въезда в ворота на прилегающей стороне, надо указать ему, что можно использовать различные приемы движения задним ходом. Здесь решающее значение играет выбор способа въезда в зависимости от ширины ворот, условий безопасности, а также от своевременного начала поворота рулевого колеса. Ранее или позднее начало поворота колеса приводит к задеванию ворот бортами или колесами. В таких случаях можно пользоваться приблизительными ориентирами: при въезде передним ходом поворачивать руль вправе, когда передние колеса поравняются с ближайшей стойкой ворот; при движении задним ходом начинать поворачивать руль влево, когда задние колеса поравняются с ближайшей стойкой ворот.

При въезде в ворота задним ходом остановиться на противоположной стороне так, чтобы задний борт был бы примерно на уровне ближайшей стойки ворот, а справа до края проезжей части оставался зазор. Выезд автомобиля из ворот задним ходом выполняется с помощью другого лица (мастера), которое подает необходимые сигналы, команды, обеспечивающие безопасность движения.

Чтобы уверенно маневрировать в ограниченном габаритном «двориком» пространстве, учащийся должен применять скоростное руление: на боковом секторе руля - при движении вперед, скоростное руление одной рукой - при движении назад, быстрый перевод руля в обратную сторону -при приближении к ограничителям.

Для отработки проезда передним и задним ходом через габаритный «тоннель» на автодроме устанавливаются ограничители-стойки так, чтобы ширина между ними равнялась двум габаритным длинам автомобиля. Сначала учащийся отрабатывает проезд через «тоннель» передним и задним ходом из положения прямо перед ним, затем с предварительным поворотом под углом 90°.Следует предупредить учащегося, что это упражнение выполняется аналогично въезду в ворога различными способами.

При въезде на эстакаду задним ходом учащемуся лучше наблюдать за движением автомобиля через открытую дверь кабины. При съезде задним ходом с эстакады можно притормаживать автомобиль рабочим тормозом.

Въезд на стоянку под углом 90° учащийся может осуществлять четырьмя способами: передним и задним из положения прямо, передним и задним ходом из положения под прямым углом к месту стоянки. Следует указать учащемуся, что эти маневры аналогичны въезду в ворота различными способами.

Въезд на стоянку под углом 45° проще, чем под прямым углом, так как требует меньшего поворота руля.

При въезде на стоянку передним ходом учащийся должен следить за прохождением правого заднего колеса около стоянки и прохождением передней части автомобиля у ограничителей справа, своевременно поворачивая руль в обратную сторону. Выравнивая положение автомобиля, следует оценить зазор между ним и ограничителем справа (он должен быть не менее 1 м), а также параллельность постановки автомобиля.

Ставя автомобиль па стоянку задним ходом, учащийся должен помнить, что после поворота руля вправо нужно контролировать расстояние от заднего борта до ограничителей. Поворот рулевого колеса влево выполнять следует с расчетом на беспрепятственное прохождение передней части автомобиля около угла стоянки. Полная остановка выполняется после того, как автомобиль займет положение, параллельное линии ограничителей справа.

Необходимо отработать с учащимся два способа рабочим тормозом и на заданном месте; при помощи плавного торможения рабочим тормозом и за счет потери автомобилем инерции (выбега автомобиля) при подкатывании к ориентиру (стойки) на нейтральной передаче и плавном торможении вблизи ориентира.

Обязательно нужно указать учащемуся, что при остановке у ориентира нельзя применять экстренное торможение.

Постановка автомобиля в бокс передним и задним ходом проводится аналогично проезду ворот, «тоннель». Упражнение нужно отработать до тех пор, пока учащийся сможет заехать в бокс за одноразовое включение передачи заднего хода. Автомобиль при этом не должен выступать за контуры бокса.