Неоплатонизм

Неоплатонизм исходит из идей Платона, но содержит больше религиозности и мифологичности, которые были заимствованы из философии и культур Востока.

Неоплатоники представляли мир упорядоченным, имеющим единое духовное начало. Основа бытия представляется построенной по принципу триады – Единое, Ум, Душа. Все три элемента бытия связаны единым источником творческой энергии – Единым (Бог). Единое (Бог) – это творческая сила, сверхбытие, порождающее все. Как нематериальное явление оно бесконечно в своей продуктивной активности и свободе. Единое – причина всего, оно есть «благо, которое само себя творит», т.к. «его воля и бытие совпадают. Единое как действующая сила раскрывается двояко. С одной стороны, оно активно внутри себя и сохраняет себя как целое, с другой стороны – Единое порождает «необходимость, которая стоит за каждой вещью.

Ум – это исходящая из Единого неоформленная активность. Сначала возникает содержание мышления, а затем появляется мысль. Если Единое – это «потенциал всех вещей», то Ум – идеальная реализация этих вещей. Единое, став Умом, приобретя формы и мышление, становится Душой, чтобы создать Космос. Душа вносит движение в материю. Она, как бестелесная субстанция способна стать частью тела. Душа – это последняя стадия преобразований бестелесного мира. Космос создается в результате действия духовного начала на материю. При этом возникает непримиримая борьба между Умом и материей. Свет есть образ Ума, а тьма – образ материи. Материя – это инобытие Души и существует только для того, чтобы быть носителем Ума. В неоплатонизме идея единого идеального начала находит полное, развернутое философское обоснование.

У неоплатоников Плотина, Порфирия и других понятие Единого приобретает центральное значение: Единое характеризуется ими как божественное начало, первопричина всего сущего, высшая истина, высшее благо и высшая красота. Бытие целиком зависит от божественного первоначала. Плотин устанавливает целую лестницу постепенного снижения первоначала: божественное первоначало, божественный ум, божественная душа и, наконец, природа. Природа создается из материи путем проникновения в нее обожествленного первоначала. Сравнивая это первоначало со светом, Плотин уподобляет материю тьме. На вершине лестницы стоит божественное первоначало, наиболее яркий свет, внутри материи – тьма. Мир образуется из материи благодаря проникновению в нее света, излучаемого божеством. Единое первоначало в божественном уме дробится, теряет свое единство, переходит в множественность умов. Эти умы Плотин истолковывает как идеи, формы. Следующей стадией продуцирования божественного света является мировая душа, подразделяющаяся, в свою очередь, на отдельные души. И последняя стадия дробления света – это природа. Эта схема очень сходна с излагаемой в христианской философии.

К Y в. приходит в упадок Римская империя, получает все большее распространение христианское вероучение, усиливаются гонения на античную (языческую) философию. Античная философия развивалась под влиянием мифологии. С появлением христианской религии она исчерпала себя и уступила место христианской философии.