Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1.1.Цель и принципы создания РСЧС, ее основные задачи

 

Как в России, так и за рубежом необходимость образования государственных систем защиты на­селения и территорий была, в свое время, обусловлена ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В СССР проблемы защиты населения и террито­рий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственном уровне были подняты сразу после Гражданской войны, что было вызвано появлени­ем, а затем бурным развитием авиации и ее возросшими возможностя­ми нанесения ударов по тыловым объектам страны. Решение этих вопросов было возложено на систему МПВО, образованную в 1932 г.

Во время войны и в послевоенный, восстановительный период силы МПВО не только успешно спасали население при авиационных и артиллерийских ударах противника (разбирали зава­лы, осуществляли первичное жизнеобеспечение населения, обез­вреживали неразорвавшиеся авиабомбы и снаряды, разминировали здания и сооружения), но и восстанавливали во­допровод и канализацию, линии связи и электроснабжения, ко­мандные пункты и другие важные гражданские объекты.

С появлением ядерного оружия, созданием ракетных средств его доставки особую остроту и важность приобрели проблемы защиты на­селения и территорий от оружия массового поражения (ОМП). В связи с этим в 1961 г. МПВО была преобразована в систему ГО.

В чем же в принципе состояло отличие системы ГО от МПВО?

Во-первых, система защитных мер ГО должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих фак­торов качественно нового оружия – ОМП.

Во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых ГО, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и для обеспечения всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне.

В-третьих, совершенно по-иному должна была решаться зада­ча ликвидации огромных, массовых разрушений − последствий нападения противника; при этом предусматривается и оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.

В-четвертых, мероприятиям ГО был при­дан общегосударственный и общенародный характер, они пла­нировались и реализовывались на всей территории страны.

В стратегическом плане перед ГО (совместно с системой активной ПВО страны) была постав­лена задача противостоять в будущей войне концепции «неприемлемо­го ущерба»,т.е. воспрепятствовать противнику уничтожить более 25–30% населения и более 50–70% производственных мощностей, сконцентрированных в наиболее крупных городах страны.

В 80–е гг. несколько уменьшилась международная напряженность, но стали быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвида­ции ЧС природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия ко­личества и масштабов возникающих ЧСприрод­ного и техногенного характера.

О значительных масштабах ЧС, являю­щихся следствием природных и техногенных катастроф, могут свидетельствовать следующие факты:

- в крупнейших землетрясениях XX века: Ашхабадском (Турк­мения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло со­ответственно 110, 243 и 25 тыс. человек, а в Индийском (2000г.) – около 20 тыс. человек;

- в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному заг­рязнению подверглись территории 19-ти субъектов Российской Федера­ции, на которых проживало более 30 млн. человек, а также тер­ритории около 20-ти европейских государств;

- в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек.

По оценкам отечественных ученых, ежегодный максимальный со­вокупный материальный ущерб от ЧС с затратами на их ликвидацию в России может составлять:

- от стихийных бедствий – до 60–65 млрд. рублей;

- от аварий и катастроф техногенного характера – до 40–60 млрд. рублей.

Таким образом, ожидаемый совокупный материальный ущерб от ЧС природного и техногенного характера может достигать 125 млрд. рублей в год, или 10 – 15% валового внутрен­него продукта.

В середине 1989 г. Верховным СоветомСССР в структуре пра­вительства СССР был создан специальный орган – Государственная комиссия СоветаМинистров СССР по чрезвычайным ситуа­циям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается Государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила орга­ны управления (далее − ОУ), силы и средства, в компетенцию которых входи­ло решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

17июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСРбыло принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР постановлением от 27 декабря1990 г. № 606образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного ко­митета РСФСР, а постановлением Президиума Верховного Со­вета РСФСР от 30 июля 1991 г. № 1617 – 1 Российский корпусспа­сателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР почрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Указом Президента РСФСР от 19.11.91 г. № 221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба ГО РСФСР был создан Государственный комитет по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который после еще ряда преобразований в 1994 г. был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В результате образовался фе­деральный орган исполнительной власти, специально уполномо­ченный на решение задач защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства РФ № 1113 в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Цель созданиясистемы – объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

 

Основные задачи единой системы

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- государственная экспертиза, надзор и конт­роль в области защиты населения и территорий от ЧС;

- ликвидация ЧС;

- социальная защита населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения, а также лиц, непосредственно участвующих в ликвидации ЧС;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС:

- мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;

- планирование и осуществление мероприятий по защите от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;

- объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства ГО;

- ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

- силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке установленном федеральным законом.

На федеральном уровне законодательную и нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конститу­ция РФ, федеральные законы ипостановления Пра­вительства РФ, ведомственные приказы, положения и инструкции, регулирующие деятельность органов государственной власти в сфере защиты населения и территорий от ЧС природ­ного и техногенного характера. Основными из них являютсяфедеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О государ­ственном материальном резерве», «О радиационной безопасности на­селения», «О промышленной безопасности опасных производственныхобъектов», «Осоциальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О гражданской обороне»и другие.

К сожалению, не все направления деятельности РСЧС имеют достаточное нормативное обеспечение, а следовательно, необходимо дальней­шее развитие системы законодательства в сфере защиты населе­ния и территорий от ЧС.