Периодизация взрослости

 

Рассмотрим сложившиеся в возрастной психологии подходы к периодиза­ции взрослости. Характеризуя взрослость, Г. С. Абрамова, Б. Г. Ананьев, Д. Бромлей, М. В. Гамезо, Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, А. В. Толстых выде­ляют стадии, периоды. Однако указания на критерии их выделения не приводятся. Возрастные периоды в различных классификациях в основном совпадают: юность (18–23 года), молодость (23–30 лет), зрелость (30–60 лет). При характеристике каждого пе­риода рассматриваются личностнообразующие факторы: система отношений, ведущая деятельность, профессионализация и др.

В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачева подчеркивают, что по мере становления личности критерии периодизации, выделенные Д. Б. Элькониным, перестраива­ются в следующей иерархической последовательности:

1) личностные новообразования;

2) ведущая деятельность;

3) социальная ситуация развития[3].

Э. Эриксон в качестве критериев периодизации приводит область отно­шений, результаты развития и механизмы приспособления[4].

Л. Д. Столяренко рассматривает периодизацию сквозь призму социализа­ции личности. Критериями выступают ведущая деятельность и веду­щая сторона социализации[5].

А. В. Петровский, как уже было отмечено выше, в качестве основного критерия периодизации приводит уровень развития группы.

Трудности определения критериев периодизации взрослости объясняются тем, что ведущая деятельность, социальная ситуация развития не изме­няются. Б. С. Братусь, анализируя развитие личности в зрелом возрасте, выделя­ет две стороны этого процесса:

· потребностно-мотивационную сферу личности;

· операционально-техническую область деятельности.

Изменение равновесия между этими сторонами приводит к перестройке и личности, и деятельности, тем самым инициируя личностные сдвиги, кото­рые и дифференцируют эволюционное становление личности. Периоды личностных сдвигов (28–34 года, 40–45 лет, 50–55 лет) оформляются в виде возрастных кризисов[6].

Взрослость – это еще и период определения своего места в мире профес­сий. Психологи, изучающие профессионализацию личности, выделяют стадии этого процесса.

Е. А. Климов предлагает следующую профессионально ориентированную периодизацию:

· оптация (12–17 лет) – период выбора профессии и учебно-профес­сионального заведения;

· профессиональная подготовка (15–23 года) – овладение профессио­нальными знаниями, умениями и навыками;

· адаптация (16–18 лет) – вхождение в профессию и привыкание к ней;

· фаза интернала (18–23 года) – приобретение профессионального опы­та;

· мастерство (23–35 лет) – квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

· фаза авторитета (35–55 лет) – достижение профессионалом высокой квалификации;

· наставничество (55–60 лет) – передача профессионалом своего опыта.

Не претендуя на строгую научную дифференциацию профессиональной жизни человека, Е. А. Климов предлагает эту периодизацию для критического размышления[7].

А. К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления про­фессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уров­ней:

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с про­фессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, са­моактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерст­ва.

3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творче­ское самопроектирование себя как личности.

4. Непрофессионализм – выполнение труда по профессионально иска­женным нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельно­сти[8].

За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:

1) рост – развитие интересов, способностей (0–14 лет);

2) исследование – апробация своих сил (14–25 лет);

3) утверждение – профессиональное образование и упрочение своих по­зиций в обществе (25–44 года);

4) поддерживание – создание устойчивого профессионального положе­ния (45–64 года);

5)спад – уменьшение профессиональной активности (65 лет и более)[9].

Весьма продуктивной, на наш взгляд, является периодизация профессио­нализации, разработанная Ю. П. Поваренковым. В качестве ведущих критериев профессионализации он выделяет профессиональную продуктивность, профес­сиональную идентичность и профессиональную зрелость.

Профессиональная продуктивность характеризует эффективность про­фессионального развития личности и степень соответствия результатов ее деятельности социально-профессиональным требованиям. Профессиональная продуктивность оценивается на основе показате­лей производительности, качества и надежности.

Профессиональная идентичность характеризует значимость для индивида профессии и профессионализации в целом как средства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включающих удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы самореализации и самоактуализации личности.

Наиболее сложным является критерий профессиональной зрелости. Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного контура регулирования про­цесса профессионального развития, о степени осознания личностью своих воз­можностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для про­фессионально зрелой личности характерно умение соотносить свои возможно­сти, потребности и профессиональные требования, выбирать опти­мальную стратегию профессионального становления, в том числе и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний. Профессиональная зрелость является ведущим показателем становления субъекта профессионализации.

В качестве хронологического основания периодизации Ю. П. Поваренков рассматривает "профессиональный возраст" индивида, т.е. длительность про­фессионализации, трудовой стаж и т.д. Однако возрастные границы профес­сионализации
Ю. П. Поваренков не указывает[10].

Анализ работ по проблеме периодизации становления личности позволяет сделать следую­щее заключение:

1. Разнообразие траекторий индивидуального развития личности во взрослом периоде жизни обусловливает невозможность выделе­ния универсальных критериев периодизации взрослости: для одной группы лю­дей определяющим фактором является социальная си­туация развития (система общественных, семейных и профессиональных отношений), для другой – профессиональная деятельность и уровни интеграции в профессиональные сообщества, для третьей – психологические новообразо­вания. В течение жизни эти факторы могут меняться, порождая ог­ромное количество вариантов становления личности.

2. Периодизация становления личности в онтогенезе по единому психологическому критерию не оправданна. Онтогенез личности целесо­образно дифференцировать в зависимости от общественных институтов орга­низации жизнедеятельности людей в конкретных социально-экономических ус­ловиях. Система доминирующих социальных отношений, связей в относитель­но стабильной социальной среде определяет периоды становления личности. В онтогенезе можно выделить пять таких периодов, объединенных общей социальной ситуацией развития:

· дошкольное детство (0–6 лет);

· школьный возраст (7–17 лет);

· ранняя взрослость (18–23 года);

· взрослость (24–60 лет);

· старость (60 лет и более).

Своеобразие периода определяют личностнообразующие факторы разви­тия, к которым относятся:

· природная среда;

· биогенетические особенности;

· социогенетические условия;

· собственная активность личности;

· судьбоносные, знаковые события.

Для дошкольного детства определяющими факторами являются биогенетические особенности и природная среда; для школьного возраста – социальные условия и биогенетические особенности; для ранней взрослости – социогенетические ус­ловия и собственная активность личности, а также зна­ковые, судьбоносные события; в период взрослости на первый план выходят социально-экономические условия и собственная активность личности; в старости вновь большое значение приоб­ретают биологические факторы, природная среда и социально-экономические условия жизни.

3. Периоды делятся на стадии становления – относительно самостоятель­ные ступени развития личности. Стадии отличаются личностнообразующими потребностями и ведущей деятельностью. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменениями в структуре потребностей, сменой или пере­стройкой ведущей деятельности, что порождает нормативные кризисы станов­ления личности.

Основываясь на этих положениях, а также на принятой в отечественной психологии возрастной периодизации, приведем дифференциацию становления личности в онтогенезе (табл. 9).

 

 

Дифференциация становления личности в онтогенезе

Период Стадии Основные потребно­сти Ведущая деятельность Кризисы становления
Дошкольное детство Младенчество (0–1 год) Физиологические по­требности, потреб­ность в эмоционально-телес- ном контакте   Общение со взрослыми Кризис новорожденности
Раннее детство (1–3 года) Потребность в овла­дении предметным миром и ориентировке в нем Предметно-манипулятивная деятельность Кризис первого года жизни  
Дошкольный возраст (3–6 лет)   Потребность в роле­вом общении Игра Кризис трех лет
Школьный воз­раст Младший школьный возраст (7–10 лет) Познавательная по­требность, потреб­ность в поощрении со стороны учителя   Учение Кризис семи лет
Подростничество (11–14 лет) Потребность стать взрослым, потребность в нравст­венном самоопреде­лении   Дифференци­рованная уче­ба Подростко­вый кризис
Ранняя юность (15–18 лет) Потребность в само­утверждении, профес­сиональном самооп­ределении, в общении с лицами противоположного пола Учебно-профессио­нальная деятельность Кризис юношеских ожиданий, кризис идентичности  

Окончание табл. 9

 

Ранняя взрослость Юность (18–23 года) Потребность в соци­альном и профессио­нальном самоопреде­лении, в самостоя­тельности Профессио­нально-трудовая деятельность Кризис профессиональ­ных экспектаций  
Взрослость Молодость (24–27 лет) Потребность в соци­альной и профессио­нальной активности Нормативно одобряемая профессио­нальная деятельность   Кризис юношеских надежд
Зрелость (28–60 лет) Потребность в само­реализации Индивиду­альная и творческая профессио­нальная деятельность   Кризис не­реализован­ных возмож­ностей
Старость Пожилой возраст (60–75 лет) Потребности в признании, в бессмертии, психофизиологические потребности Социально одобряемая деятельность   Кризис осоз­нания смысла жизни
Старчество (76–90 лет) Потребность в обще­нии, заботе, психофизиологические потребности Домоводство, личная гигие­на Кризис ухода из жизни  
Долгожительство (более 90 лет) Психофизиологические потребности Домоводство, личная гигиена   –  

 

 


[1] См.: Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопр. пси­хологии. 1971. № 4.

[2] Отсутствие объективных критериев зрелости в индивидуальном развитии человека привело к тому, что в современной психологии понятие "зрелость" заменяется понятием "взрослость".

[3] См.: Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981. С. 39.

[4] См.: Хьелл Л., Зиглер Д. Указ. соч. С. 219–220.

[5] См.: Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1996. С. 93–94.

[6] См.: Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1980. № 2. С. 3–12.

[7] См.: Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996. С. 418–425.

[8] См.: Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 56–57.

[9] См.: Михайлов И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах
Д. Е. Сьюпера// Вопр. пси­хологии. 1975. № 5.

[10] См.: Поваренков Ю. П. Диалектика становления профессионала: Психологические основы периодизации профессионализации //Ярославский психологический вестник. Вып. 1 / Под ред. Ю. К. Корнилова. М.; Ярославль, 1999.