Тема 47. Этноцентрическая идеология

Под этноцентрической идеологией понимается способ мышления и мировоззрение и убеждения людей, для которых свойственно чувство превосходства по отношению к "чужим" народам. Этноцентрическая идеология проявляется на уровне личности, которая и является ее носителем. "Выделяются следующие черты, особенности мышления и поведения личности, являющейся носителем этноиентрической идеологии:

§ обобщенное отвержение других групп, которое может проявляться в следующем:

Þ личность, являющаяся носителем этноцентрической идеологии, переживает чувство страха по отношению к другим группам, с которыми ее не связывает чувство принадлежности, т. е. с которыми она не идентифицирована;

Þ статус "чужой" группы возникает в том случае, если данная группа является по разным причинам неприемлемой для личности с этноцентрической идеологией;

Þ группы и их представители дифференцируются на "мы" и "они", т. е. происходит деление, классификация людей на группы по признаку их групповой этнической принадлежности, и это деление лежит в основе социального мышления человека, имеющего этноцентрическую идеологию;

Þ формируется тенденция к обобщению, суть которой заключается в следующем: если личность считает "чужими" несколько определенных групп, то на этой основе "чужими" также будут считаться и те группы, которые имеют какое-либо отношение к этим группам;

§ дифференциация чужой группы по различным уровням структуры общества, и эта черта этнической идеологии может выражаться в следующем:

Þ изменение деления между группами, попавшими в категорию "мы" и "они", когда может меняться критерий такого разделения групп;

Þ невозможность идентифицировать себя со всем человечеством, а только с ограниченным количеством групп, входящих в категорию "своих";

Þ возникновение национализма и тенденции к атрибуциям (приписыванию) другим людям и группам целого набора отрицательных черт, и эти атрибуции часто основываются на рационализации различного рода: используются данные "научных" исследований, "авторитетные" мнения, теории и т. п.;

§ восприятие представителей других этнических групп как угрозы для себя ч своей группы, и это восприятие выражается в следующем:

Þ оценка "чужаков" как слабых, но при этом опасных, так как они могут мстить за прошлое;

Þ формирование на этой основе мнения, что единственно правильным способом взаимодействия с "чужими" является подчинение их своей власти;

Þ приоритетность и ориентация на такое устройство общества, при котором сохраняется иерархия групп, которая считается справедливым способом контроля и поддержания порядка в обществе;

Þ отрицание сотрудничества различных этнических групп на основе равенства и отсутствия субординации как неприемлемого способа построения "правильных" безопасных отношений внутри общества;

§ стремление к иерархичности и авторитарности в любых взаимоотношениях, и это стремление может проявляться в следующем:

Þ предъявление требований лояльности, конформизма и подчинения лидерам по отношению к членам своей группы;

Þ идея о том, что "каждый должен знать свое место", так как это сохраняет безопасность внутри общества вообще (когда в обществе присутствует несколько этнических групп) и внутри своей группы в частности;

Þ стремление к порядку и строгому иерархическому подчинению и внутри своей группы;

§ использование ограниченного числа методов в разрешении межгрупповых конфликтов, среди которых можно выделить следующие методы:

Þ уничтожение чужой группы;

Þ установление полного контроля над чужой группой и ее изолирование, целью которого является сведение конфликтных ситуаций до минимума и защита "чистоты"своей группы.

Под патологическим этноцентризмом понимается возведенное в крайнюю степень предпочтение индивидом своей группы и отрицание всех остальных и испытывание по отношению к ним крайне негативных чувств. Выделяются следующие черты проявления крайнего этноцентризма личности:

§ наличие твердых убеждений о "чужих" группах без личного знакомства с их представителями;

§ жесткая стереотипность мышления и наличие жестких, алогичных и не подвергаемых сомнению установок и стереотипов в отношении "чужаков";

§ подведение нового опыта под существующие стереотипы, даже если этот опыт им не соответствует;

§ отношение к членам своей группы как к людям, имеющим противоположные "чужакам" черты и качества, и на основании этого приписывание им высокого социального статуса;

§ в случае если своя группа имеет низкий социальный статус, происходит формирование чувства личной опасности, так как группа находится в роли преследуемой жертвы;

§ использование таких защитных механизмов, как проекция, атрибуция и рационализация, которые играют значительную роль в формировании этноцентрической идеологии у любых этнических групп, независимо от того, каким статусом они обладают — статусом доминирующей или подчиненной группы.

 

Тема 48. Пути преодоления этноцентризма

Под этнической относительностьюпонимается противоположная этноцентризму черта, когда личность придерживается такой позиции в отношении других этнических групп, при которой ценности, культура, обычаи и поведение другой этнической группы являются такими же естественными и ценными, как и ценности и культура своей группы. Личности, обладающие этноцентрической относительностью, присутствуют в каждой этнической группе, но их количество невелико по сравнению с противоположной тенденцией этноцентризма. Этническая относительность имеет следующие характеристики и свойства,

§ терпимость к таким качествам и явлениям, наблюдаемым в других этнических группах, которые могут быть неприемлемыми для данной личности;

§ различная степень толерантности (терпимости) к другим этносам и культурам у людей, принадлежащих к одной этнической группе;

§ зависимость различий в степени этноцентризма от типа личности: у авторитарных и демократических типов личностей про является разная степень этноцентризма с преобладанием этноцентрической идеологии у первого типа и этнической относительности у второго типа.

Смягчение тенденции этноцентризма предполагает:

§ учет всей структуры этноцентризма и авторитаризма, где основное внимание должно уделяться изменению стереотипности мышления и восприятий, а также эмоциональной холодности и общей деструктивности этноцентрической личности;

§ использование подходящих природе этих явлений методов работы, которые включают в себя следующие правила:

Þ рациональные методы работы могут быть неэффективны, так как явления этноцентризма и авторитаризма иррациональны по своей природе, и именно поэтому обращение к сознанию и симпатии авторитарных и этноцентричных личностей может не принести желаемых результатов;

Þ использование склонности таких личностей к подчинению и уважению авторитетов, а также их приверженности соблюдению различных норм и правил, принятых в определенном обществе, которые они нарушают, демонстрируя этническую нетерпимость;

Þ юридическая защита национальных меньшинств и групп, испытывающих на себе этнические притеснения, создание законов, охраняющих их независимость и свободу;

§ учет того факта, что использование указанных методов преодоления этноцентризма все же носит симптоматический, ситуативный характер, поэтому наиболее результативным способом является систематическое оказание влияния на процесс развития личности, которое предотвращает развитие нежелательных черт этноцентризма и авторитаризма;

§ сосредоточение внимания на работе с детьми, создание специальной социальной программы воспитания, которая позволила бы сформировать у детей качества терпимости и принятия других культур и этносов;

§ учет того факта, что любая личность в своем формировании и развитии испытывает на себе влияние общества, а следовательно, программа по развитию этнической относительности должна носить общественный характер. Все общество должно быть задействовано не только в воспитании детей, необходимо также изменение и самого общества и принятых в нем взглядов по отношению к национальным меньшинствам и иным этническим группам, находящимся в положении подчиненных;

§ приспособление, адаптация психологических методов работы по развитию личностного сознания на уровне одного индивида к работе по развитию группового этнического сознания на уровне группы;

§ мотивацию в обществе на терпимое отношение и принятие других этносов и гибкое этническое поведение и мышление.

Степень воздействия контактов членов этнических групп друг с другом на формирование этнических стереотипов и этноцентризма обусловлена в первую очередь тем, насколько близко представители контактирующих народов знают друг друга. Позитивное влечение между различными двумя (и более) отдельными этническими группами, а также формирование этнических стереотипов в отношении той или иной группы обусловлено следующими факторами:

§ наличием в прошлом позитивных контактов между этими группами;

§ близостью языка и культуры;

§ географическим фактором, т. е. территориальной близостью групп;

§ характером и частотой межэтнических контактов: очень частые и очень редкие межэтнические контакты способствуют формированию большего количества этнических стереотипов, чем ограниченные контакты, которые создают равновесие между точностью восприятия и существующими у каждого индивида индивидуальными вариантами восприятия, т. е. многочисленные поверхностные контакты способствуют возникновению множества неточных, ложных этнических стереотипов, тогда как ограниченное число контактов на основе общей культуры ведет к продуктивному и свободному от ложных стереотипов взаимодействию этносов друг с другом;

§ индивидуальной мотивацией представителей взаимодействующих этносов, а также их индивидуальным опытом общения друг с другом. Поэтому целесообразно выделить следующие уровни межэтнического восприятия:

§ эгоцентрический, для которого характерна оценка представителей другой нации, народа на основе своих индивидуальных мотивов и целей, которые чаще всего носят эгоцентрический характер, а также на основе специфики личного опыта;

§ этноцентрический, на котором происходит восприятие другой этнической группы и ее культуры на основе ее сравнения со своей культурой, которая в данном случае выступает в качестве эталона;

§ общечеловеческий, на котором восприятие той или иной этнической группы осуществляется на основе общечеловеческих, а не личных, субъективных представлений и ценностей. Только данный уровень межэтнического восприятия способствует объективной оценке как чужой, так и своей этнической группы, нации, и эта оценка может содержать в себе положительный и отрицател или иной группы обусловлено следующими факторами:

§ наличием в прошлом позитивных контактов между этими группами;

§ близостью языка и культуры;

§ географическим фактором, т. е. территориальной близостью групп;

§ характером и частотой межэтнических контактов: очень частые и очень редкие межэтнические контакты способствуют формированию большего количества этнических стереотипов, чем ограниченные контакты, которые создают равновесие между точностью восприятия и существующими у каждого индивида индивидуальными вариантами восприятия, т. е. многочисленные поверхностные контакты способствуют возникновению множества неточных, ложных этнических стереотипов, тогда как ограниченное число контактов на основе общей культуры ведет к продуктивному и свободному от ложных стереотипов взаимодействию этносов друг с другом;

§ индивидуальной мотивацией представителей взаимодействующих этносов, а также их индивидуальным опытом общения друг с другом. Поэтому целесообразно выделить следующие уровни межэтнического восприятия:

§ эгоцентрический, для которого характерна оценка представителей другой нации, народа на основе своих индивидуальных мотивов и целей, которые чаще всего носят эгоцентрический характер, а также на основе специфики личного опыта;

§ этноцентрический, на котором происходит восприятие другой этнической группы и ее культуры на основе ее сравнения со своей культурой, которая в данном случае выступает в качестве эталона;

§ общечеловеческий, на котором восприятие той или иной этнической группы осуществляется на основе общечеловеческих, а не личных, субъективных представлений и ценностей. Только данный уровень межэтнического восприятия способствует объективной оценке как чужой, так и своей этнической группы, нации, и эта оценка может содержать в себе положительный и отрицательный полюсы как по отношению к своей группе, когда наряду с ее достоинствами объективно воспринимаются и ее недостатки, так и по отношению к "чужой" этнической группе, когда, наряду с выявлением ее недостатков, признаются и ее достоинства.