Арабский гуманизм

Классическая арабская мусульманская философия (калам, фальса­фа, суфизм) получила развитие с VIII по XIV века на территории Арабского халифата. Ее особенностью является бережное отношение к античной традиции и дальнейшее развитие средиземноморской культуры в рамках гуманистической парадигмы. Здесь, на Востоке, был очень высок авторитет Платона, почетный титул первого Учите­ля принадлежал Аристотелю, вообще греко-римское наследие рас­сматривалось как исток и неотъемлемая часть арабской культуры.

Аль Фараби (870 - 950) - мыслитель широчайших интересов. Он занимался философией и логикой, этикой и политикой, астрономией и музыкой. Его образованность и ученость снискали ему славу Второ­го - после Аристотеля - Учителя. Ему принадлежат свыше 150 науч­ных и философских трактатов. Некоторые из них (сохранились лишь во фрагментах): «О том, что должно предшествовать изучению фило­софии», «О происхождении философии», «Об изменчивых вещах», «О значении слова «интеллект»», «Жемчужина мудрости», «О клас­сификации наук», «Указание пути к счастью» и др.

Аль Фараби связывал достижение человеком счастья с добром. Он полагал, что людям как представителям рода людского надлежит поддерживать между собою мир, а их объединяющим началом слу­жит человечность. Аль Фараби придерживался мнения о нейтрально­сти природы человека, учил, что изначально человек не может быть наделен ни добродетелью, ни пороком, подобно тому, как от рожде­ния он не может быть ткачом или писцом. Все нравственные качества - прекрасные и безобразные - приобретаются и развиваются челове­ком по его воле. Однако только разум делает человека человеком. Сила в сочетании с хорошим нравом являются главным, по его мне­нию, человеческим достоинством.

Абу-лъ-Касим Фирдоуси (ок. 934 - 1020/26 гг.) - творец эпопеи «Шах-наме», знаменитый иранский поэт, которого за глубину и об­ширность познаний величали «хаким» - мудрец, ученый. Его можно назвать основоположником философии судьбы, - тема рока, фатума, небесного предначертания в жизни человека необычайно сильна в его творчестве: «Любого из живых судьба находит», «И в счастье и в беде


24 25

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА

 


 


- одна судьба, / Безумна с высшим судией борьба». Но, несмотря на то, что «все решено заранее, никому не обойти, что суждено ему» -«мир удивителен», и более всего достойны удивленья душа и плоть человека. Задачей мудреца является выработка правильных сужде­ний, прежде всего, адекватного понимания человека. Фирдоуси при­зывает людей быть справедливыми и щедрыми, но в первую очередь разумными, ибо разум - краса всего живого, основа бытия: «От разу­ма - печаль и наслажденье, / От разума - величье и паденье».

Творчество Фирдоуси - яркий образец развития античного миро­ощущения: величия и трагизма человеческой жизни в борьбе с сила­ми рока.

Омар Хайям (1048 - 1131 гг.) - иранский мыслитель-
энциклопедист: философ, поэт, астроном, математик. Его основные
философские сочинения: «Трактат о бытии и долженствовании»,
«Свет разума о предмете всеобщей науки», «Трактат о существова­
нии», «Книга по требованию (Обо всем сущем)». Однако Омар Хайям
больше всего известен своими рубай - афористическими четверости­
шиями философского содержания. Его творчество обнаруживает мно­
го сходства и даже родства с формулировками Сократа («Много лет
размышлял я над жизнью земной./ Непонятного нет для меня под лу­
ной. / Мне известно, что мне ничего не известно! - / Вот последняя
правда, открытая мной!») и Эпикуром («Нежным женским лицом и
зеленой травой / Буду я наслаждаться, покуда живой»). С Эпикуром
поэта роднят не только гедонистические мотивы, но и размышления о
смерти и тот аргумент против страха перед нею, что смерть не дана
человеку в качестве предмета познания:

Заглянуть за опущенный занавес тьмы

Неспособны бессильные наши умы.

В тот момент, когда с глаз упадает завеса,

В прах бесплотный, в ничто превращаемся мы.

Мотивы бренности, недолговечности и хрупкости человеческого существования сочетаются у Хайяма с мотивом тщеты, суетности устремлений человека. Поэтому высшая ценность жизни - это теку­щий миг существования:

Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дней сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей, - будь счастлив теперь!
Нравственные требования к человеку отличаются у Хайяма удиви­
тельной реалистичностью, конкретностью, личностной ориентиро-


ванностью и человечностью. Его этические воззрения совершенно
лишены пафоса грандиозных и сверхчеловеческих задач:
Чем за общее счастье без толку страдать,
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе добротой привязать,

Чем от пут человечество освобождать. В понимании частной жизни Хайям - сторонник общечеловече­ских ценностей: добра, любви, свободы, внутренней независимости, дружбы. Сквозь иллюзорность бытия он призывает увидеть истинное предназначение и величие человека - быть самим собою, несмотря ни на что («Если ты никому не слуга, не хозяин, / Счастлив ты и во­истину духом высок»). По мнению поэта, единственным островком смысла в мире абсурда может явиться лишь сам человек. И поэтому подлинное предназначение человека состоит в его внутреннем само­совершенствовании:

1 - Нищим дервишем ставши - достигнешь высот.

Сердце в кровь изодравши - достигнешь высот.

Прочь пустые мечты о великих свершеньях!

Лишь с собой совладавши, достигнешь высот! Человек, по Хайяму, должен искать опору в самом себе, в своем личном достоинстве. Он должен стоически относиться к жизненным испытаниям, понимать, что они являются ступенями преодоления собственной слабости («Страданья нужны для души и ума»). Душев­ные силы человека неиссякаемы и поэтому он является смыслом и венцом бытия:

Светоч мысли, сосуд сострадания - мы.

Средоточие высшего разума - мы. '
Изреченье на этом божественном перстне,
*

На бесценном кольце мироздания - мы.

Главной ценностью для Хайяма является человек. Он является единственным творцом своей собственной жизни. Он порождает и все то, что принято называть двойственностью и противоречивостью

жизни:

«Ад и рай - в небесах», - утверждают ханжи. Я, в себя заглянув, убедился во лжи: Ад и рай - не круги во дворце мирозданья, Ад и рай - это две половины души. Поэт весьма реалистически оценивает достоинства и изъяны, при­сущие природе человека. Он видит человека не добрым и не злым, но многоликим и противоречивым:


26 27

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА


 


Мы источник веселья - и скорби рудник.

Мы вместилище скверны - и скорби рудник.

Человек, словно в зеркале мир, - многолик.

Он ничтожен - и он же безмерно велик.

Омар Хайям может быть с полным основанием причислен к вы­дающимся мыслителям-гуманистам. Его творчество — удивительно ранний аналог философских исканий Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Г. Державина, Ф. Достоевского с их глубоким и трагическим пережива­нием величия и ничтожества человека.

Гянджави Низами (1140 - 1209) - азербайджанский поэт и мысли­тель, автор поэм, составивших «Пятерицу»: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искан­дер-наме». Тема человека и его судьбы представлена достаточно ши­роко в творчестве Низами. В отличие от Фирдоуси, полагавшего, что рок преследует человека, Низами считает, что ответственность за свою жизнь человек несет сам:

Вино ль виновато, что пьет человек? Ты сделал поступок - при чем тут твой век? Нет, век не брани за свои же дела - Ни мне, ни тебе им не сделано зла!

В своей личной и социальной жизни человек должен руководство­ваться ценностями высшего порядка. Таковы у Низами честность, порядочность, совестливость, справедливость («То, в чем нет спра­ведливости, твой не умножит доход, / То, в чем нет правосудья, как ветер тебя унесет»). Смиренье и жизнь в духе - первые доблести че­ловека. Низами с горечью констатировал враждебность мира к лично­сти, а также упадок человеческих нравов («Где ж теперь человеч­ность? Уже ль удалилась навек? / Человека любого страшится любой человек»). Может показаться, что Низами подвержен унынию и смя­тению духа. Однако это не так. Его поэзия окрашена в стоические то­на. Совет, данный поэтом правителю, может стать жизненным деви­зом для любого из смертных: «Стань Человеком в помыслах, в делах - / Потом мечтай об ангельских крылах!» Этот призыв можно рас­сматривать как девиз арабской гуманистической мысли.