Конспект урока на тему: «Новая карта Европы. Версальская система»

 

1. Цели урока:

1. Образовательная: обеспечить ознакомление учащихся с системой международных отношений после окончания Первой мировой войны, определить причины нестабильности нового мирового устройства .

2. Развивающая: развивать умения работать с текстом учебника ( Пример: прочтите, указанные в тексте параграфа новые образованные государства), формировать навыки анализа полученного материала, умение делать выводы, устанавливать связи ( Пример: подумайте, были ли «14 пунктов Вильсона воплощены в жизни при создании Версальской системы?), продолжить формирование умений выделять причинно-следственные связи, продолжить формирование умений учащихся работы с исторической картой (Пример: показ на исторической карте образованных государств)

3. Воспитательная: исходя из содержания материала способствовать воспитанию у учащихся интереса к историческому прошлому.

4. Тип урока: Комбинированный

5. Методы: объяснение с элементами беседы.

6. Оборудование урока: учебник «Всеобщая история 9 кл. XX – начало XXI вв.» Алексашкина Л.Н.М.-2013г., доска, историческая карта «Первая мировая война 1914-1918», «Мир после Первой мировой войны», интерактивная доска.

7. Основные понятия: «14 пунктов», «большая тройка», «Лига наций», репарации, мандатная система, ратификация, «Версальско-Вашингтонская система».

 

Содержание действий и работы учителя. Содержание действий и работы учеников
Организационный момент (3мин)
Здравствуйте! Присаживайтесь. Староста, назовите, пожалуйста, отсутствующих. Наш сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего задания. Приветствуют учителя. Сообщают информацию об отсутствующих.
Проверка домашнего задания (15 мин)
Проверка домашнего задания предполагает устный ответ учащихся у доски. Учитель задает вопросы: 1.Международные отношения в конце XIX – начале XX в. 2.Начало войны 3.Война и общество 4.Провал планов молниеносной войны 5.Положение на фронтах 6.Положение в тылу 7.Кризис военных действий. Завершение войны. Ученики отвечают домашнее задание у доски.  
Переход к изучению нового материала (2мин)
Учитель: Мы с вами изучили большую тему, касающуюся Первой мировой войны. На сегодняшнем уроке мы поговорим о мире после Первой мировой войны. Война — рубеж эпох. Первая мировая война настолько изменила жизнь людей и вызвала столь сильное потрясение в умах, что стала казаться рубежом эпох. То, что было до нее, стало чем - то очень далеким и другим. О прошлой жизни не говорили: «Это было в XIX веке», а говорили: «Это было до войны». Мы уже упоминали, что в первой мировой войне погибло 10 миллионов человек. Это была самая кровопролитная война в тогдашней истории. Львиную долю потерь составляли погибшие военнослужащие. Каждый седьмой призванный в армию не вернулся с войны. Наибольшие потери понесла Германия, и это понятно; на ней лежала основная тяжесть войны со стороны Четверного союза. Но в относительных цифрах больше всего пострадали жители Сербии и Черногории: погибло более трети мобилизованных в этих странах. Я попрошу вас записать в своих тетрадях новую тему урока: «Новая карта Европы. Версальская система». Ученики слушают объяснения учителя.   Ученики записывают тему урока в тетрадях.
Изучение нового материала (25 мин)
Учитель: События ПМВ оказались тяжелым испытанием для народов. Уже в последние годы военных действий некоторые страны не выдержали обрушившихся на них трудностей ведения войны. Скажите, какие империи, в первую очередь, вы можете назвать? (учитель показывает на карте крупнейшие империи) Как вы уже знаете, военные действия легли на эти державы тяжелым бременем, в этих империях наблюдались социальные конфликты и возникали национальные противоречия. Происходил распад империй. Я попрошу вас открыть свои тетради и записать основные даты, касающиеся распада Австро-Венгерской империи. Эти даты обозначены в ваших учебниках на стр. 50. Перепишите их. Распа́д А́встро-Венге́рской импе́рии — крупное политическое событие, произошедшее в результате нарастания внутренних социальных противоречий и обособления разных частей империи. Первая мировая война, неурожай 1918 года и экономический кризис послужили поводом к распаду государства. (Учитель показывает на карте Австро-Венгерскую империю) После окончания ПМВ произошел распад Османской империи. Ещё до ПМВ с 1908 г. в Османской империи шел процесс распада. ПМВ лишь ускорила этот процесс. И в 1922 г. произошел окончательный распад империи. От Османской империи отделились нетурецкие народы. Т.о. в результате падения крупных империй образовался ряд новых государств. Я попрошу вас записать в своих тетрадях новые образованные государства. В первую очередь, это были страны, восстановившие свою независимость: Польша,Литва. Потерявшая независимость и разделенная в XVIII веке Польша более столетия боролась за восстановление своего государства. Первая мировая война создала условия для достижения этой цели. Восстановление независимого польского государства связано с именем Юзефа Пилсудского. Территория будущей независимой Литвы уже в 1915 году была оккупирована германскими войсками. Под покровительством Германии там была создана Литовская Тариба (Ассамблея) во главе с А. Сметоной. 11 декабря 1917 года она провозгласила воссоздание Литовского государства. Независимость Литвы признала Германия. Некоторые государства на карте возникли впервые. Это такие государства как Чехословакия. После распада Австро-Венгрии чехи и словаки объединились и создали независимое государство – Республику Чехословакию.Это государство появилось 28 октября 1918г. Новым многонациональным государством стало Королевство сербов, хорватов и словенцев. Югославянские народы, входившие в Австро-Венгрию, объединились вокруг Сербии и создали 4 декабря 1918 года Королевство сербов, хорватов и словенцев. Однако сербы стремились занять в этом государстве ведущее положение. При этом они не хотели считаться с интересами других народов, весьма отличающихся друг от друга, несмотря на общее происхождение (хорваты и словенцы – католики, македонцы, черногорцы и сами сербы – православные, часть славян приняла мусульманство, албанцы же – неславяне, исповедующие в большинстве ислам). Это почти сразу сделало национальный вопрос главным источником нестабильности политической жизни. При этом основным оказалось противоречие между сербами и хорватами – двумя самыми крупными народами страны. Власти же пытались подавить всякое недовольство. Король Александр в январе 1929 года пошел даже на роспуск парламента и запрет политических партий. Страна стала называться Королевство Югославия, что должно было символизировать "национальное единство" населения. 18 января 1919 г. в Париже открылась мирная конференция. Запишите дату Парижской мирной конференции в тетради. Теперь стоит более подробно поговорить об этой конференции. Парижская мирная конференция (1919—1920) — международная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побеждёнными в Первой мировой войне. Проходила с перерывами с 18 января 1919 года по 21 января 1920 года На ней основные проблемы послевоенного устройства мира разрешала «Великая тройка» Как вы думаете, представители каких стран входили в «Великую тройку»? Запишите схему в своих тетрадях. (учитель чертит схему на доске) Великая тройка
В.Вильсон

return false">ссылка скрыта

 

 

Ж.Клемансо
—Вудро Вильсон – президент США, Дэвид Ллойд-Джордж премьер-министр Британской империи и Жорж Клемансо – глава французского правительства.

Запишите в своих тетрадях представителей «Великой тройки».

Давайте посмотрим, на изображение «Великой тройки».

На мультимедийной установке учитель показывает изображения В.Вильсона, Д. Ллойд-Джорджа и Ж.Клемансо)

Они по-разному представляли условия мира.

Программа В.Вильсона называлась «14 пунктов»

Откройте учебники на стр. 52 и давайте прочтем, что содержали в себе 14 пунктов Викльсона.

Теперь давайте разберемся с политикой Франции.

Цели Ж. Клемансо имели более практическую направленность. Он стремился к возмещению всех потерь Франции в войне.

Он был абсолютно непримерим и яростно отстаивал свою точку зрения. За это он получил прозвище – «тигр»

Д. Ллойд – Джордж старался уравновесить стороны и избежать крайних решений.

Прошу вас записать дату Версальского договора в тетради

28 июня 1919 года был подписан Версальский мирный договорс Германией. По соглашению немцы теряли все свои колониальные владения: Эльзас и Лотарингия отошли к Франции, Северный Шлезвиг – к Дании, Бельгия получила округа Эйпен и Мальмеди, а также область Морене. В состав новообразованного Польского государства вошли основная часть провинций Познань и Западной Пруссии, а также небольшие территории в Померании, Восточной Пруссии и Верхней Силезии. В районе устья реки Висла был создан так называемый «Польский коридор», отделивший Восточную Пруссию от остальной территории Германии. Немецкий Данциг объявлялся «вольным городом» под верховным управлением Лиги Наций, а угольные шахты Саарской области временно передавались Франции. Левобережье Рейна оккупировали войска Антанты, а на правом берегу создали демилитаризованную зону шириной в 50 километров. Реки Рейн, Эльба и Одер объявлялись свободными для прохода иностранных судов. Кроме того, Германии запрещалось иметь самолеты, дирижабли, танки, подводные лодки и суда водоизмещением более 10 тысяч тонн. Ее флот мог включать 6 легких броненосцев, 6 легких крейсеров, а также по 12 эсминцев и торпедных катеров. Такая крошечная армия была уже не пригодна для обороны страны.

Впрочем, Версальский договор не ограничивался германским вопросом.

Для Австрии, Болгарии, Венгрии вводились ограничения численности вооруженных сил, предусматривалась выплата репараций победителям.

Учитель задает вопрос

Как вы понимаете значение понятия репарации?

В соотвествиии с Версальским договором создавалась Лига Наций, которая вводила мандатную систему.

Запишем понятие «мандатная система»

Согласно мандатной системе отобранные у Германии колонии передавались передовым странам. А именно Франции и Англии.

А США не вступили в Лигу Наций и не ратифицировали Версальский договор.

Давайте разберемся с понятием ратификация

В ваших учебниках на стр. 55 дано определение понятия.

Давайте прочитаем его.

Запишите определение в тетради.

Т.о. сложившиеся международные отношения к началу 1920 гг. получили название Версальско-Вашингтонская система.

Теперь обратимся к Советскому государству.

С 1920 г. Советское государство стало налаживать отношения с Эстонией, Латвией, Литвой, Финляндией.

С 1921 г. встает вопрос о возобновлении экономических связей России с европейскими державами.

И в 1922г. состоялась конференция в Генуе. Открылась она 10 апреля.

Запишите эту дату в свои тетради.

Советскую делегацию возглавлял Чичерин.

Однако, ощего соглашения на конференции достичь не удалось.

Но советские делегаты провели переговоры с германской делегацией в Рапалло. 16 апреля заключен Рапалльский договор.

Запишем дату советско-германского договора.

16 апреля 1922г.

Современники отмечали эффект этого договора, они сравнивали его с эффектом взорвавшейся бомбы.

Становилось очевидной,что главное проблемой международных отношений становилтсь отношения с Россией.

Ученики слушают объяснения учителя.   Ученики отвечают на вопрос учителя (Российская, Османская, Австро-Венгерская) Ученики работают с исторической картой. Ученики слушают объяснения учителя.     Ученики записывают даты в тетради.     Ученики слушают объяснения учителя     Ученики работают с исторической картой Ученики слушают объяснение учителя.     Ученики записывают новые образованные государства в тетради     Ученики слушают объяснение учителя   Ученики записывают дату Парижской мирной конференции в тетради.   Ученики слушают объяснения учителя   Ученики отвечают на вопрос учителя США, Британская империя, Франция     Ученики чки слушают объяснения учителя   Ученики отвечают на вопрос учителя США, Британская империя, Франция     Ученики чертят схему в тетради.   Ученики слушают объяснения учителя     Ученики работают с мультимедийной установкой   Ученики работают с учебником.   Ученики слушают объяснения учителя     Ученики записывают дату Версальского договора в тетради. Ученики слушают объяснения учителя.     Ученика слушают объяснения учителя   Ученики отвечают на вопрос учителя возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем. Р. впервые были нормированы в Версальском мирном договоре 1919 (см) Ученики записывают понятие в тетради Ученики слушают объяснения учителя.   Ученики работают с текстом учебника.   Ученики записывают понятие в тетрадь.   Ученики слушают объяснение учителя.     Ученики записывают дату Генуэсской конференции в тетради.   Ученики слушают объяснение учителя   Ученики записывают дату в тетрадь.   Ученики слушают объяснения учителя    
Подведение итогов урока (2 мин)
Учитель сообщает, что получилось в проведенном уроке, спрашивает мнения учеников об уроке. Выставляет оценки за урок. Ученики высказывают свою точку зрения.
Домашнее задание (2 мин)
Выучить параграф 6. Выучить основные даты. Записывают домашнее задание.