Виды таможенных платежей
Таможенный союз Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан действует с 1 января 2010 года и является самым крупным интеграционным проектом в рамках СНГ на постсоветском пространстве.
Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:
1) Таможенного кодекса таможенного союза (далее ТК ТС);
2) международных договоров, принятых на основании ТК ТС,
3) решений Комиссии таможенного союза.
Ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, отнесен ТК ТС к уровню национального законодательства. Для их урегулирования в России принят Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее ФЗОТР), который также вступил в силу с 29 декабря 2010 года.
Например, в законе содержатся положения, связанные в порядком информирования и консультирования, порядком обжалования действий таможенных органов, системой таможенных органов, конкретизированы вопросы, связанные с деятельностью лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов), формы и методы уплаты таможенных платежей и др.
В соответствии со ст. 70 Таможенного союза (ТК ТС) к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
5) таможенные сборы.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.
Эти пошлины вводятся только после проведения специальных расследований и нацелены на защиту экономических интересов национальных производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию государств – членов таможенного союза.
Таможенные платежи занимают наибольшую долю в доходной части федерального бюджета Российской Федерации и составляют более 48%.
Таможенные платежи делятся на налоговые платежи – НДС, акцизы, и обязательные платежи неналогового характера – таможенные (ввозные, вывозные) пошлины и таможенные сборы.
Кроме того, таможенные органы наделены правом взимания иных платежей, не отнесенных таможенным законодательством к таможенным платежам.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к числу иных платежей, взимаемых в связи с импортом и экспортом товаров, принадлежат платежи, относящиеся к количественным ограничениям, лицензированию, осуществлению валютного контроля, статистическим услугам, подтверждению соответствия продукции обязательным требованиям, экспертизе и инспекции, карантину, санитарной службе.
Перечисленные платежи не должны превышать приблизительную стоимость оказанных услуг и представляют собой защиту товаров российского происхождения.
Общественно-экономической эффективностью деятельности ФТC России является факт успешного выполнения задания Правительства РФ по собираемости таможенных платежей и перечислению их в доходную часть федерального бюджета.
Таким образом, фискальная деятельность таможенных органов выступает одним из основных направлений их компетенции. Она оказывает существенное влияние, как на национальную экономику, так и на международные торговые отношения. В силу этого доходы государства от внешнеэкономической деятельности в значительной мере являются фискальными.
В рамках регулирующей функции таможенных платежей выделяются следующие подфункции: стабилизирующая, протекционистская и стимулирующая.
Стабилизирующая подфункция возложена на основную часть ставок импортного тарифа, их назначением является выравнивание условий конкуренции для импортных товаров и товаров отечественного производства без создания преимуществ для одних или других.
Протекционистская подфункция - ограничивает доступ импортных товаров на отечественный рынок путем введения повышенных пошлин или запретов на ввоз товаров.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку экспортоориентированных производств и реализуется через систему льгот и освобождений в отношении ввоза оборудования, сырья, материалов для создания и развития предприятий, ориентированных на выпуск на территории РФ конкурентоспособной продукции.
Уравнительную функцию таможенных платежей предопределяют косвенные налоги, взимаемые во внешнеэкономической деятельности. Сложившаяся практика международной торговли предполагает, что внешнеторговые товары могут освобождаться от обложения косвенными налогами в стране экспорта, но при этом с них будут взиматься налоги в стране импорта. Таким образом, практика взимания косвенных налогов в стране импорта нацелена на то, чтобы обеспечить так называемый уравнительный эффект. Отсюда — и встречающееся в экономической литературе понятие «уравнительные налоги».
Кроме того, таможенные платежи выполняют распределительную (из централизованных федерального бюджета платежи распределяются на выполнение общегосударственных программ, развитие регионов, отраслей) фондов и контрольную функцию (своевременность поступления платежей и формирование налоговой базы).
Реализация разнообразных функций таможенных платежей в рамках государственного регулирования внешнеэкономической деятельности должна обеспечить главное - увеличение эффективности национальной экономики.
Подходы в вопросах исчисления и уплаты таможенных платежей, условия обеспечения уплаты и взимания таможенных пошлин и налогов, зафиксированные в Таможенном кодексе таможенного союза носят общий характер. Некоторые правовые вопросы, связанные с регулирование уплаты таможенных платежей отнесены к уровню национального законодательства. Рассмотрим их ниже.