Стоический платонизм Панэция и Посидония.

Для взглядов Панэция характерно проникновение в стоицизм идей платонизма и аристотелизма. Он внес значительные изменения в некоторые положения стоицизма, отказавшись от слишком ортодоксальных утверждений древних стоиков. В своей физике отказывается от учения о периодическом воспламенении мира, которое время от времени прекращается, после чего наступает снова. Он считает, что мир существует вечно и не может быть подвергнут уничтожению. Признавал важную роль в нравственной жизни также и удовольствия. Он рассматривает человека как единое и прекрасное, гармоничное существо. Связывает понятия этики и пользы, при этом основная роль принадлежит разуму. Значение придавал самодеятельности человека, который, обладая умом и хорошим настроением, может победить всех в жизненной борьбе. Вносит изменения и дополнения в учение стоиков о добродетелях. Он считает, что необходимо следовать природе. Удовольствия для него подразделяются на естественные и противоестественные. Он не считает, что для счастья достаточно одной добродетели, «надобно и здоровье, и денежные траты, и сила». Социально-политические воззрения характеризуются требованием сочетания демократии, монархии и аристократии. Религию делил на три вида: государственную, философскую и поэтическую. Допускал существование государственной религии, считая, что она воспитывает граждан. Тематика работ Посидония разнообразная: от естественно-научных проблем до широкого круга философских вопросов. Уподоблял философию живому существу, в котором физика – кровь и мясо, логика – кости и мускулы, этика – душа. В физике придерживался представления, согласно которому мир един, конечен и шарообразен с виду. Бог, разумная космическая душа, пронизывает весь остальной мир, в силу чего все «устрояется умом и провидением». Этот порядок вносится богом не извне, а изнутри. Бог выступает как имманентная сила, внутренне присущая миру. Связь между небом и землей, надлунным и подлунным миром Посидоний видит в симпатии, которая выступает как своего рода соответствие, выражающееся в том, что небо – это ведущий элемент, а земля – ведомый. Возрождает стоическое учение об астрологическом предсказании будущих событий. Главную роль в своей системе отводит этике. Высшее благо, по его мнению, принадлежит постижению истины, которая достигается на путях философии. Он превозносит философию, дающую, с его точки зрения, нравственную жизнь человеку.