Скептицизм. Учение о недостоверности познания Пиррона и Тимона. Скептицизм Академии. Учение о вероятности Карнеада и Аркесилая.

Скептицизм сложился на основе идей, которые были выработаны предшествующим ему развитием философии. Основателем скептицизма был Пиррон. Название течения произошло от греческого глагола skeptomai, который означает «озираться» или «осматриваться». Последнее значение и легло в основу наименования школы, так как для античного скептицизма характерно не прямое догматическое отрицание возможности познания, а лишь воздержание от решительных и окончательных высказываний, от решительного предпочтения. Интерес к теории, к теоретическому выяснению картины мира, природы действующего в нем человека, к космологии, физике, астрономии повсеместно падает. Философов интересует не столько вопрос о том, что есть и как существует мир, сколько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий и опасностей. Пиррону принадлежит характерная для всего последующего античного скептицизма формулировка философской проблемы. Философ, утверждал Пиррон, – тот, кто стремится к счастью. Но счастье состоит только в невозмутимости и в отсутствии страданий. Ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Ни о чем нельзя сказать, что оно существует по истине, и никакой способ познания не может быть характеризуем ни как истинный, ни как ложный. Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть с равным правом, с равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Из учеников и последователей Пиррона выделился Тимон. Он автор трех книг сатирических стихотворений – пародий особой формы – так называемых «силл», а также как автор многочисленных трагедий и комедий. Подобно Пиррону, и для Тимона главным и высшим вопросом философии был вопрос практический – о поведении человека и о высшем доступном для него блаженстве. Древняя Академия придерживалась учений позднего Платона. Первым, отошедшим от этого направления, был Аркесилай, возглавлявший Академию. Он склонился к ранним произведениям Платона и к еще более раннему учению Сократа. Главной задачей философии Аркесилай считал борьбу со стоицизмом, а оружием этой борьбы – диалектику. Согласно учению Аркесилая, идеал мудрости – свобода от заблуждений. Такая свобода может быть достигнута только посредством полного воздержания от всех суждений относительно истинной природы и сущности вещей. Не существует каталептических представлений, то все вещи непознаваемы. Во второй трети 2 в до н э. главой Академии становится Карнеад. Карнеад исходил из вопроса о критерии достоверного знания. Таким критерием, думал он, не может быть эпикуровское чувственное восприятие. Но им не может быть ни простое представление, ни отвлеченное мышление, так как оно получает свой материал из чувственного восприятия. Внешним предметом вызывается изменение в органе чувств, но доходит до сознания это изменение только в форме представления, так что искать критерий можно только в правильном представлении восприятия. Правильное представление не только доводит до сознания и себя и вызвавший его предмет, но и вводит предмет точно таким, каков он в действительности. Между представлениями действительно существуют различия по силе их убедительности для нас. Согласно Карнеаду, имеются три степени вероятности представлений: 1) представление просто вероятное; 2) представление не только вероятное, но и не противоречащее другим представлениям; 3) представление вероятное, не противоречащее другим представлениям и всесторонне проверенное. Карнеад опровергал стоические учения о божестве как «совокупном», об отдельных богах, о фатуме и о провидении, о мантике и о благах.